Итоги онлайн-исследования «Что мы умеем и чему хотим научиться: детские библиотекари Воронежской области в интернет-пространстве»

Итоги онлайн-исследования «Что мы умеем и чему хотим научиться: детские библиотекари Воронежской области в интернет-пространстве»

Цель онлайн-исследования — выявить индивидуальный уровень навыков и компетенций библиотекарей Воронежской области, работающих с детьми и подростками, способствующих общению с юными читателями в новом, дистанционном формате.

Онлайн-исследование проводилось с 1 сентября по 20 октября 2020 года посредством анонимного онлайн-анкетирования на платформе Google-forms. Библиотекарям, работающим с детьми и подростками Воронежской области, предлагалось ответить на вопросы онлайн-анкеты, основываясь на личном профессиональном опыте. Анкета включала в себя одиннадцать вопросов преимущественно закрытого типа.

В онлайн-исследовании приняли участие 174 специалиста, работающих с детьми и подростками, из 27 муниципальных районов Воронежской области и г. Воронежа. Наиболее активными стали библиотечные специалисты Богучарского, Борисоглебского, Воробьевского, Каменского, Лискинского, Ольховатского и Павловского муниципальных районов.

К сожалению, не поступили ответы на вопросы анкеты от специалистов следующих районов: Грибановского, Калачеевского, Поворинского, Таловского, Терновского. Фактором, повлиявшим на отсутствие в опросе участников из названных муниципальных образований, в большинстве случаев явились объективные причины. Это проблемы, в той или иной степени связанные с доступом библиотекарей в сеть интернет.

При том, что более половины опрошенных имеет солидный стаж библиотечной работы — свыше 10 лет, около одной трети — от 3 до 10 лет, отмечается постепенное обновление кадрового состава — доля молодых специалистов, чей опыт работы в системе не превышает трёх лет, составляет 15%.

ZOOM, Skype и Mirapolis — в такой последовательности по степени убывания используются нашими коллегами основные профессиональные платформы для проведения видеоконференций. На площадке Webinar отметился один человек из общего числа опрошенных. Чуть более половины всех участников исследования не используют профессиональные платформы в своей работе. Несколько человек отметили как профессиональные платформы Microsoft Power Point — программу подготовки и просмотра презентаций, а также различные конвертеры, не имеющие, по сути, отношения к вопросу.

Участие в размещении онлайн-мероприятий в группах библиотек в различных социальных сетях и иных интернет-площадках принимала основная часть респондентов. По степени убывания это «Одноклассники» (77%), «ВКонтакте» (51,1%), YouTube (9,8%), Facebook (9,2%), Instagram (5,2%). Лишь 13,2% отметили отсутствие личного опыта в данного рода деятельности.

Ответы на следующий вопрос — о регистрации библиотек в соцсетях — частично разъяснили ответы опрошенных участников на предыдущий вопрос. Среди пользователей сети интернет Воронежской области наибольшей популярностью пользуется соцсеть «Одноклассники», и, соответственно, в ней же представлено наибольшее количество районных и сельских библиотек, стремящихся поддерживать связь со своими читателями не только в очной форме, но и в онлайне, — 81,6%. С большим отрывом следом идут соцсети «ВКонтакте» (48,9%), Facebook (10,3%). Незначительная доля библиотек имеет свой канал в видеохостинге YouTube (7,5%) и группу в Instagram (5,7%). Пока ещё неосвоенным библиотекарями в плане виртуальной работы с читателями остаётся TikTok. Этот сервис для создания и просмотра коротких видео становится всё более популярной видеоплатформой в мире, и в частности, среди интересующей нас возрастной аудитории — детей и подростков. 5,7% опрошенных специалистов заявили о том, что их библиотека не зарегистрирована ни в одной социальной сети.

Две трети библиотек области регулярно напоминают о себе пользователям, размещая публикации в соцсетях ежедневно — 13,2% , а также 1–2 раза в неделю (55,2%).

Онлайн-мероприятия проводятся преимущественно для подростков как наиболее активных пользователей соцсетей (79,9%), младших школьников (74,7%) и родителей (64,4%). Гораздо сложнее привлечь и удержать внимание маленького ребёнка через удалённый доступ, поэтому доля мероприятий в дистанционном формате для дошкольников значительно ниже (39,7%).

За время существования введённых карантинных мер и связанного с ними переноса массовых мероприятий в режим онлайн специалисты нашей области, работающие с детьми и подростками, освоили новые формы проведения онлайн-мероприятий. О внедрении в свою повседневную практику флешмобов заявили 28,7% опрошенных, челленджей — 27%. Онлайн-квесты для своих читателей регулярно устраивают 23,6%, квизы — 11,5% ответивших на вопрос специалистов. Небольшая доля сотрудников библиотек освоила стриминг — передачу собственных видеотрансляций группы библиотеки в соцсетях в реальном времени (3,4%). И всё же более одной трети всех участников исследования пока ещё не применяют всё вышеназванное в своей работе (35,6%).

Судя по результатам опроса, отсутствие компьютерной техники или отсутствие/низкая скорость интернета являются основными факторами «пробуксовки» в дистанционной работе с читателями. На это сослались около 80%. На недостаток или отсутствие нужных профессиональных компетенций как причину указали 42,5% специалистов. Один сотрудник библиотеки посетовал на нехватку времени из-за перевода на неполный рабочий день. Нет проблем с реализа
цией онлайн-проектов только у 4 участников опроса — по одному из Бобровского и Репьёвского районных центров, из сельских библиотек Бутурлиновского и Новохоперского муниципальных районов.

На мероприятиях по повышению квалификации большинство опрошенных хотели бы более подробно узнать о новых формах онлайн-мероприятий — 105 (72,9%) и об интернет-сервисах — 97 (67,4%). Более половины специалистов ответили, что предпочли бы углубиться в вопросы продвижения библиотеки в сети интернет — 76 (52,8%) и получить начальные навыки работы в программах для редактирования — (52,1%). В меньшей степени библиотекари, работающие с детьми и подростками Воронежской области, заинтересованы в занятиях, посвящённых поиску (в т. ч. безопасному) информации в сети интернет, но также востребованных почти третью участников онлайн-исследования — (31,3%).

Обобщая результаты опроса, можно отметить тенденцию к росту профессиональных навыков и компетенций у библиотечных специалистов Воронежской области, работающих с детьми и подростками. При этом большинству библиотекарей не хватает технических возможностей, а многим и достаточных знаний и умений, позволяющих создавать онлайн-проекты для своих читателей на постоянной основе. С учетом итогов онлайн-исследования будут сформированы рабочие программы мероприятий повышения квалификации специалистов Воронежской области, работающих с детьми и подростками, на 2021 год.