Как библиотеке разнообразить мероприятия исторической направленности?

Как библиотеке разнообразить мероприятия исторической направленности?
Кратко

В свободном доступе есть коллекции оцифрованных архивных материалов. Их можно использовать в работе. Кинохроники, фотографии и другие документы дополнят рассказ о прошлом. 

В статье вы найдёте ссылки на некоторые архивы. 

Как разнообразить массовые мероприятия для подростков, особенно на часто не простую историческую тематику? Попробуем ответить на этот вопрос.

Один из вариантов проведения исторического массового мероприятия — дать возможность читателям поработать с архивными документами. Конечно же, работа с архивами — сложное дело, которое интересно в первую очередь учёным, краеведам и студентам исторических факультетов. Но не стоит забывать о том, что интерес к той или иной науке, в нашем случае к истории, появляется ещё в школе.

К сожалению, учителям не всегда удаётся уделять достаточное количество времени факультативным занятиям и вносить разнообразие в классические школьные уроки. Библиотека может помочь педагогам. Отметим, что, работая с источниками, дети учатся критическому мышлению и начинают глубже понимать причины и следствия исторических событий.

Как использовать исторические источники в работе с подростками

Исследование архивов — прекрасная возможность прикоснуться к истории. Предлагаем вам несколько форм работы, которые актуальны при работе с архивными документами.

  1. Чтение документа вслух (как вариант, чтение по ролям). Такой подход способствует активному вовлечению подростков в процесс работы. На основе чтения вслух можно выстроить всё мероприятие или его часть. Мероприятие должно быть тщательно подготовлено. В первую очередь надо тщательно продумать, какие тексты будут читать присутствующие: они должны быть не только информативными, но и подобранными в соответствии с возрастной категорией детей.
  2. Можно предложить участникам расшифровать письменные источники: дневники, тетради и т. п. Такая работа может быть как самостоятельной, так и групповой. После завершения расшифровки фрагменты зачитываются, а участники интерпретируют и анализируют их.
  3. Подбор визуального ряда к документальным источникам. Предложите детям сопроводить имеющийся текст иллюстрациями. Изображения (фотографии, живописные произведения и прочее) можно найти в интернете, а на их основе смонтировать видео. Для монтажа есть масса простых бесплатных программ и приложений.

Главные принципы работы

При использовании исторических источников на массовых мероприятиях можно выделить несколько принципов работы с ними:

  1. В основе такой методики — деятельность. Подросток должен не просто познакомиться с архивным документом, но и поработать с ним. Это может воодушевить его на более бережное и внимательное отношение к архивам, фотографиям, письмам, дневникам.
  2. Стараться сочетать на массовом мероприятии индивидуальную и коллективную работу. Также важно грамотно распределять роли и функции участников при взаимодействии с документами. Участник должен понимать, что он делает и для чего.
  3. Сочетание эмоциональной и рациональной составляющей при работе с документами.

Интересные интернет-ресурсы

Предлагаю вам несколько коллекций оцифрованных архивных материалов, которые находятся в свободном доступе.

Российский Государственный архив древних актов (РГАДА)

Крупнейшее российское хранилище русских манускриптов, документов и печатных книг XVI — начала XIX века. Документы по древней истории Руси и Московского государства, духовные грамоты Ивана Калиты и Дмитрия Донского (XIV век), Судебник Ивана III (XV век).

Государственный Архив кинофотодокументов (РГАКФД)

Архив документальной кинохроники и фотографий, расположенный в Красногорске. Содержит более миллиона фотографий и 250 тысяч киноплёнок. В электронном архиве есть документы советской эпохи и фотографии, оцифрованные в рамках проекта «Россия: история в объективе».

Российский государственный исторический архив (РГИА)

Федеральный государственный архив Российской Федерации — особо ценный объект наследия народов Российской Федерации, крупнейший исторический архив Европы и один из крупнейших архивов в мире.

Что есть в электронном архиве? Виртуальные выставки, посвящённые деятельности П. А. Столыпина, 400-летию дома Романовых, истории благотворительности в Российской империи, судьбе казачества после 1917 года, истории балета в Российской империи.

Полезные ссылки

  1. https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2011/10/23/ispolzovanie-metoda-arkhivnykh-del-na-urokakh-istorii
  2. http://www.admuvelka.ru/about/dependents/arkhivnyy_otdel/publikatsii/vospitanie-arkhivom-reshenie-obrazovatelnykh-i-vospitatelnykh-zadach-cherez-arkhivnyy-dokument.php
  3. https://pedsovet.org/article/10-besplatnyh-elektronnyh-resursov-s-arhivnymi-dokumentami-dla-ucitela-istorii
  4. https://elar.urfu.ru/handle/10995/92887
  5. https://mel.fm/blog/konstantin-andreyev/20389-7-idey-kak-sdelat-uroki-istorii-interesnymi