«Не_читающие подростки»: методика проведения панельной дискуссии в библиотеке

«Как заинтересовать подростка чтением?» — этот вопрос волнует многих: родителей, учителей, библиотекарей. Одним из эффективных инструментов привлечения подростков к чтению может стать панельная дискуссия.
Рассмотрим вопрос, что такое панельная дискуссия, какова методика её проведения и как можно применить этот метод для привлечения подростков к чтению.
Что такое дискуссия?
Дискуссия (от лат. discussio — «рассмотрение, исследование») — обсуждение спорного вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора.
Особенности дискуссии:
- Аргументированность. Под аргументированностью понимается ряд утвердительных предложений, состоящих из доводов и вывода. Если дискуссия является не научной, в качестве аргументов принимаются не только научно доказанные факты и данные официальной статистики, но и рассказ о личном опыте, наблюдениях.
- Отсутствие тезиса. Тезис — точное неизменное суждение, которое ясно сформулировано. Он не может меняться в процессе обсуждения; именно его доказывает говорящий.
- Наличие общей темы. Тема заявлена в начале дискуссии. Участники рассматривают её с разных сторон, аргументируя свою точку зрения на неё.
Прежде чем мы перейдём к определению, что же такое панельная дискуссия, скажем о том, как с английского языка переводится слово «панель». Трактовок и смыслов более десятка; мы остановимся на нескольких из них.
Некоторые варианты перевода с английского языка слова panel:
- Декоративный элемент, часть поля стены.
- Комиссия; группа специалистов, экспертов.
- Участники дискуссии или викторины (в радио- или телепередаче).
Панельная дискуссия (panel discussion) — это открытое обсуждение какой-либо темы между приглашенными экспертами и участниками форума, «круглого стола», конференции. Предполагается обмен мнениями по какой-либо заданной теме, причём участники обсуждения задают вопросы экспертам и выслушивают их мнение, а также рекомендации по решению дискуссионных вопросов. Обязательно должен присутствовать модератор или ведущий, который контролирует ход дискуссии, направляет её.
Часто обсуждение ведётся в присутствии какой-либо аудитории — слушателей, которые совсем или почти не участвуют в дискуссии. Классическим примером являются многие ток-шоу на телевидении.
Цель панельной дискуссии — обсуждение проблемы в многочисленной группе.
Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретического вопроса.
Схема проведения панельной дискуссии
- Заявление темы дискуссии. Тема выбрана заранее, её объявляет ведущий или модератор.
- Разделение участников на группы. 2-3 группы по 6-8 человек, которые располагаются в аудитории по кругу.
- Выбор представителя от каждой группы. Представитель выбирается участниками своей группы для отстаивания в процессе дискуссии позиции группы. Лучше выбрать того, кто хорошо владеет ораторским искусством.
- Обсуждение проблемы, формирование точки зрения группы. В течение 5-7 минут в каждой группе обсуждается проблема и вырабатывается общая точка зрения.
- Озвучивание мнения каждой группы её представителем (собственно, сама дискуссия). Представители групп собираются в центре круга и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая её позиции. Остальные участники следят за ходом обсуждения и тем, насколько точно представитель выражает общую позицию. Важно: представитель должен высказывать и отстаивать именно позицию своей группы, а не своё личное мнение. Дискутируют только представители групп — все остальные участники молчат.
- Перерыв. Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными их членами.
- Окончание обсуждения. Обсуждение заканчивается по истечении отведённого времени или после принятия общего решения.
- Критический разбор дискуссии. После окончания дискуссии представители групп проводят критический разбор хода обсуждения, а решения принимаются уже всеми участниками.
Панельная дискуссия в библиотеке
Проведение панельной дискуссии в библиотеке имеет свои особенности.
Количество групп и время на обсуждение меньше, так как в отличие от ток-шоу мы ограничены количеством пришедших на мероприятие детей (обычно это — максимум один класс, а чаще меньше) и ограничены временем проведения мероприятия.
Под аудиторией понимаются гости мероприятия, которые не участвуют (или почти не участвуют) в дискуссии, то есть просто зрители / слушатели. В ток-шоу это обычно люди в зрительном зале. В каких-то шоу они молчат всё время, в каких-то в определённый момент программы к ним подходят с микрофоном и дают возможность высказать своё мнение. Но они всегда не являются активными участниками дискуссии.
Почему в рамках библиотечной панельной дискуссии лучше обойтись без аудитории? Мы не можем с одними детьми проводить интерактив, а других попросить всё мероприятие сидеть молча — им просто сразу станет скучно.
Важно, чтобы все участники «панельной дискуссии» были заинтересованы в решении обсуждаемой проблемы, только тогда внимание аудитории не будет переключаться на посторонние предметы.
Правила ведения дискуссии
- Взаимная вежливость.
- Позиция должна быть аргументирована.
- Один говорит — остальные молчат, никто не перебивает.
- Соблюдение временного регламента.
- Если закончилось время, отведённое на ответ, ведущий вправе прервать говорящего словом «Стоп!».
Временной регламент / тайминг
- Знакомство с темой дискуссии, обсуждение позиции группы и выработка стратегии защиты позиции — 5 минут.
- Выступление представителя панели (группы) № 1 — 3 минуты.
- Выступление представителя панели (группы) № 2 — 3 минуты.
- Выступление представителя панели (группы) № 3 (если есть третья группа) — 3 минуты.
- Вопросы ведущего спикеру (при наличии) — 1-2 минуты. Могут быть заданы как после, так и во время речи выступающего.
- Перерыв на обсуждение услышанного (при необходимости) — 2 минуты.
- Обсуждение проблемы представителями от каждой из групп — 5 минут.
- Подведение итогов дискуссии ведущим вместе со всеми участниками — 3-5 минут.
Выбор темы панельной дискуссии
Само собой, тема будет напрямую связана с литературой. Но «литература» — понятие растяжимое, а для дискуссии нужна конкретика.
Самое простое — взять тему «Хочу ли я читать?» (само название может быть иным, главное смысл). Поделить участников мероприятия на две группы: читающие и не читающие. Каждая группа приводит оппонентам свои аргументы, почему они хотят / не хотят читать.
Если класс приходит к вам не первый раз, налажено сотрудничество с учителем, можно узнать, кто любит (и если любит, то что) и не любит читать, и поделить детей уже по их предпочтениям. Можно дискутировать как о конкретных произведениях (без привязки к школьной программе), так и о жанрах литературы.
А что, если весь класс не очень-то читающий? Получается, дискутировать школьникам не с кем (кроме библиотекаря)?
В данном случае на помощь придёт театрализация. Группам можно раздать заранее прописанные роли. Подростки, в отличие от взрослых, ещё помнят, что такое играть. Проговорите, что не навязываете никаких мнений ребятам — просто сейчас мы поиграем, например, в любящих творчество Л. Н. Толстого. Те, кому выпал жребий «любить» писателя, придумывают аргументы «за» чтение его книг. Легко рассказать о том, что ты действительно любишь, а попробуй-ка увидеть плюсы в том, что не интересно!
В заключение
Независимо от того, пришли к вам на дискуссию читающие или не читающие подростки, сам формат мероприятия увлечёт их. Если полчаса обсуждать чтение и книги, вольно или невольно заинтересуешься. Это бонус в целом.
А в частности можно использовать подобный формат мероприятия для того, чтобы прорекламировать новинки фонда или привлечь внимание к интересным книгам, о которых подзабыли.