«Не_читающие подростки»: методика проведения панельной дискуссии в библиотеке

«Не_читающие подростки»: методика проведения панельной дискуссии в библиотеке
Кратко

«Как заинтересовать подростка чтением?» — этот вопрос волнует многих: родителей, учителей, библиотекарей. Одним из эффективных инструментов привлечения подростков к чтению может стать панельная дискуссия.

Рассмотрим вопрос, что такое панельная дискуссия, какова методика её проведения и как можно применить этот метод для привлечения подростков к чтению.

Что такое дискуссия?

Дискуссия (от лат. discussio — «рассмотрение, исследование») — обсуждение спорного вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора.

Особенности дискуссии:

  • Аргументированность. Под аргументированностью понимается ряд утвердительных предложений, состоящих из доводов и вывода. Если дискуссия является не научной, в качестве аргументов принимаются не только научно доказанные факты и данные официальной статистики, но и рассказ о личном опыте, наблюдениях.
  • Отсутствие тезиса. Тезис — точное неизменное суждение, которое ясно сформулировано. Он не может меняться в процессе обсуждения; именно его доказывает говорящий.
  • Наличие общей темы. Тема заявлена в начале дискуссии. Участники рассматривают её с разных сторон, аргументируя свою точку зрения на неё.

Прежде чем мы перейдём к определению, что же такое панельная дискуссия, скажем о том, как с английского языка переводится слово «панель». Трактовок и смыслов более десятка; мы остановимся на нескольких из них.

Некоторые варианты перевода с английского языка слова panel:

  • Декоративный элемент, часть поля стены.
  • Комиссия; группа специалистов, экспертов.
  • Участники дискуссии или викторины (в радио- или телепередаче).

Панельная дискуссия (panel discussion) — это открытое обсуждение какой-либо темы между приглашенными экспертами и участниками форума, «круглого стола», конференции. Предполагается обмен мнениями по какой-либо заданной теме, причём участники обсуждения задают вопросы экспертам и выслушивают их мнение, а также рекомендации по решению дискуссионных вопросов. Обязательно должен присутствовать модератор или ведущий, который контролирует ход дискуссии, направляет её.

Часто обсуждение ведётся в присутствии какой-либо аудитории — слушателей, которые совсем или почти не участвуют в дискуссии. Классическим примером являются многие ток-шоу на телевидении.

Цель панельной дискуссии — обсуждение проблемы в многочисленной группе.

Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретического вопроса.

Схема проведения панельной дискуссии

  1. Заявление темы дискуссии. Тема выбрана заранее, её объявляет ведущий или модератор.
  2. Разделение участников на группы. 2-3 группы по 6-8 человек, которые располагаются в аудитории по кругу.
  3. Выбор представителя от каждой группы. Представитель выбирается участниками своей группы для отстаивания в процессе дискуссии позиции группы. Лучше выбрать того, кто хорошо владеет ораторским искусством.
  4.  Обсуждение проблемы, формирование точки зрения группы. В течение 5-7 минут в каждой группе обсуждается проблема и вырабатывается общая точка зрения.
  5. Озвучивание мнения каждой группы её представителем (собственно, сама дискуссия). Представители групп собираются в центре круга и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая её позиции. Остальные участники следят за ходом обсуждения и тем, насколько точно представитель выражает общую позицию. Важно: представитель должен высказывать и отстаивать именно позицию своей группы, а не своё личное мнение. Дискутируют только представители групп — все остальные участники молчат.
  6. Перерыв. Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными их членами.
  7. Окончание обсуждения. Обсуждение заканчивается по истечении отведённого времени или после принятия общего решения.
  8. Критический разбор дискуссии. После окончания дискуссии представители групп проводят критический разбор хода обсуждения, а решения принимаются уже всеми участниками.

Панельная дискуссия в библиотеке

Проведение панельной дискуссии в библиотеке имеет свои особенности.

Количество групп и время на обсуждение меньше, так как в отличие от ток-шоу мы ограничены количеством пришедших на мероприятие детей (обычно это — максимум один класс, а чаще меньше) и ограничены временем проведения мероприятия.

Под аудиторией понимаются гости мероприятия, которые не участвуют (или почти не участвуют) в дискуссии, то есть просто зрители / слушатели. В ток-шоу это обычно люди в зрительном зале. В каких-то шоу они молчат всё время, в каких-то в определённый момент программы к ним подходят с микрофоном и дают возможность высказать своё мнение. Но они всегда не являются активными участниками дискуссии.

Почему в рамках библиотечной панельной дискуссии лучше обойтись без аудитории? Мы не можем с одними детьми проводить интерактив, а других попросить всё мероприятие сидеть молча — им просто сразу станет скучно.

Важно, чтобы все участники «панельной дискуссии» были заинтересованы в решении обсуждаемой проблемы, только тогда внимание аудитории не будет переключаться на посторонние предметы.

Правила ведения дискуссии

  • Взаимная вежливость.
  • Позиция должна быть аргументирована.
  • Один говорит — остальные молчат, никто не перебивает.
  • Соблюдение временного регламента.
  • Если закончилось время, отведённое на ответ, ведущий вправе прервать говорящего словом «Стоп!».

Временной регламент / тайминг

  1. Знакомство с темой дискуссии, обсуждение позиции группы и выработка стратегии защиты позиции — 5 минут.
  2. Выступление представителя панели (группы) № 1 — 3 минуты.
  3. Выступление представителя панели (группы) № 2 — 3 минуты.
  4. Выступление представителя панели (группы) № 3 (если есть третья группа) — 3 минуты.
  5. Вопросы ведущего спикеру (при наличии) — 1-2 минуты. Могут быть заданы как после, так и во время речи выступающего.
  6. Перерыв на обсуждение услышанного (при необходимости) — 2 минуты.
  7. Обсуждение проблемы представителями от каждой из групп — 5 минут.
  8. Подведение итогов дискуссии ведущим вместе со всеми участниками — 3-5 минут.

Выбор темы панельной дискуссии

Само собой, тема будет напрямую связана с литературой. Но «литература» — понятие растяжимое, а для дискуссии нужна конкретика.

Самое простое — взять тему «Хочу ли я читать?» (само название может быть иным, главное смысл). Поделить участников мероприятия на две группы: читающие и не читающие. Каждая группа приводит оппонентам свои аргументы, почему они хотят / не хотят читать.

Если класс приходит к вам не первый раз, налажено сотрудничество с учителем, можно узнать, кто любит (и если любит, то что) и не любит читать, и поделить детей уже по их предпочтениям. Можно дискутировать как о конкретных произведениях (без привязки к школьной программе), так и о жанрах литературы.

А что, если весь класс не очень-то читающий? Получается, дискутировать школьникам не с кем (кроме библиотекаря)?

В данном случае на помощь придёт театрализация. Группам можно раздать заранее прописанные роли. Подростки, в отличие от взрослых, ещё помнят, что такое играть. Проговорите, что не навязываете никаких мнений ребятам — просто сейчас мы поиграем, например, в любящих творчество Л. Н. Толстого. Те, кому выпал жребий «любить» писателя, придумывают аргументы «за» чтение его книг. Легко рассказать о том, что ты действительно любишь, а попробуй-ка увидеть плюсы в том, что не интересно!

В заключение

Независимо от того, пришли к вам на дискуссию читающие или не читающие подростки, сам формат мероприятия увлечёт их. Если полчаса обсуждать чтение и книги, вольно или невольно заинтересуешься. Это бонус в целом.

А в частности можно использовать подобный формат мероприятия для того, чтобы прорекламировать новинки фонда или привлечь внимание к интересным книгам, о которых подзабыли.