Новые и необычные формы библиотечной работы с читателями
Библиофьюжн
Слово «библиофьюжн» произошло от английского fusion, означающего буквально «сплав, слияние». Это мероприятие, в котором используются различные, подчас несовместимые формы массовой работы (чтение вслух, разные виды театра, дискуссионные формы и пр.), методы и приёмы, призванные закрепить ранее усвоенную информацию. Сложность заключается в подборе форм для создания цельного, логически стройного последовательного ряда.
Игра с классическим текстом «Матрица речетворчества»
Идея методики в том, что дети должны за несколько минут связать в одном рассказе двух героев из разных книжек. В качестве условий «Матрицы» предлагается конкретный литературный жанр, эмоция, связывающая героев, определённые место и время действия.
Интерактивная лестница /коридор узнавания
Оформление входной группы библиотечного пространства (стены коридора, лестницы, холла и пр.) в форме изобразительных и текстовых загадок, способствующих привлечению читателя-подростка к чтению, актуализации через ассоциативное мышление уже знакомой и получению новой информации по определённой теме.
Информкарта
Оформление различным способом (в виде таблицы, схемы, текстового сообщения, облака слов, рисунков, графиков и т. д., в зависимости от назначения и целевой аудитории) большого объёма информации.
Эта форма помогает рассмотреть тему с разных сторон и поговорить о сложном простым и доступным языком. Информационные карты позволяют познакомиться с новыми тенденциями и технологиями работы, в них можно отобразить любую информацию, связанную с историей, наукой, социологией, образованием и т. д.
Книжный фримаркет
Интересная новая форма мероприятия. Бесплатная книжная ярмарка. Можно провести её специально для детей и подростков. Дарение ненужных (или прочитанных) книг, чтобы освободить место для новых и нужных. Цель — искать и находить подарки для себя и своих друзей. В ярмарке участвуют художественные книги на любых языках, словари, учебники, карты, открытки — всё, что можно листать и читать, и чем участники готовы безвозмездно поделиться с другими.
Майндмэппинг
Интеллект-карта (или ассоциативная карта, карта мыслей, ментальная карта) — способ изображения процесса коллективного мышления с помощью схем. Создание ментальной карты похоже на игру, в которой каждое обсуждаемое понятие или текст нужно сжать до одного слова или символа (картинки, значка, пиктограммы). Такая карта позволяет наглядно отразить взаимосвязи между понятиями, выявить главную мысль обсуждаемого явления (текста и пр.)
Опыт проживания книги
Цикл игровых занятий для подростков, разработанных по технологии «Музей проживания одного произведения». Представляет собой «игру в книгу», суть которой — сбор нужных слов с игровых точек, рассредоточенных по всей библиотеке. Во время сбора участники должны сохранять полное молчание. После из собранных слов составляется финальный текст, отражающий один из ключевых смыслов избранной для игры книги. Требуется тщательная подготовка к игре.
Плейбэк-театр
Вид импровизационного психологического театра для подростков и юношества, в котором актеры (библиотекари, а затем и читатели) на сцене разыгрывают сценки-импровизации на основе историй, рассказанных пришедшими на мероприятие читателями. Импровизация должна быть не инсценировкой, а эмоциональным ответом на прочитанное.
Скрайбинг
Содержание: относительно новая техника создания презентаций. Заключается в параллельной иллюстрации («эффект параллельного следования») речи выступающего рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). При этом участники мероприятия слышат и видят примерно одно и то же — графический ряд фиксирует ключевые моменты речи.
Сторителлинг
Техника рассказывания историй, имеющая свои правила. Основные из них: краткость рассказа и однозначность трактовки; чёткая нацеленность на аудиторию; логичность повествования; использование приёмов для привлечения внимания; умение выразить свое отношение к рассказу.
Один из вариантов — использование игры-приложения (для планшета или смартфона) Rory`s Story Cubes (или другой), которая реализует идеи сторителлинга. Этим достигается визуализация «от противного» — нужно составить рассказ по имеющимся рисункам-символам. В библиотечной практике такая техника может использоваться при работе с виммельбухами, графическими романами и комиксами.