Краеведческие проекты в детской библиотеке

Краеведческие проекты в детской библиотеке
Кратко

Краеведение — традиционное для библиотек направление. Новый подход поможет сделать работу интереснее. Детей и подростков могут увлечь технологичные проекты: создание аудиогидов, интерактивных карт, «Семейного краеведческого музея».

Как разработать интересную программу? Что обычно включает в себе краеведческий проект? Рассказываем в статье.

Одним из перспективных направлений краеведческой и гражданско-патриотической работы в детской библиотеке является реализация социальных краеведческих проектов, в ходе которой дети и подростки пытаются проследить историю своего населённого пункта и страны в целом, собирая материал для семейного архива и осознавая себя и свою семью частью исторического процесса.

Без краеведения немыслимо становление человека, его успешная социализация, социальная и этническая адаптация. Значение краеведческих знаний в воспитании подрастающего поколения трудно переоценить. Они способствуют развитию самосознания и мировоззрения детей и подростков, формируют образ малой родины и отечества, общности исторического прошлого и настоящего своего народа, способствуют развитию чувства принадлежности к определённой культуре, сопричастности к событиям, происходившим и происходящим в родном городе и стране.

Этапы реализации социальных краеведческих проектов

Первый этап включает поиск и отбор информации из различных источников: опрос родственников, просмотр материалов из семейных архивов (письма, записки, документы, воспоминания, справки, фотографии и т. д.), работа с библиотечным краеведческим фондом, поиск информации в открытых базах данных в интернете, обращение с запросами в музеи и архивы.

На следующем этапе собранный материал нужно проанализировать и систематизировать, отобрать необходимые факты, уточнить детали, соотнести частную историю с событиями, происходившими в определённый период в стране и мире.

На последнем этапе отобранный и проанализированный материал необходимо оформить в конкретный историко-краеведческий продукт: виртуальный альбом, выставку, презентацию, ленту памяти, виртуальную маршрутную карту, коллективную Книгу памяти и т. д. Результаты проделанной работы можно представить на краеведческой или читательской конференции, разместить на сайте библиотеки и в социальных сетях, подготовить и провести мемори-дайвинг — «погружение в память», сопровождаемое аудио-, видео- и фотоматериалами, документальными свидетельствами эпохи, с целью формирования интереса юных читателей к истории страны на примере биографии одного человека или одной семьи.

В результате подобной работы появляется уникальный продукт, в создании которого принимает участие инициативная группа — команда единомышленников: библиотекари, читатели, родители, педагоги, другие заинтересованные люди. Для юных читателей участие в подобных проектах — это возможность раскрыть творческий потенциал, шанс проявить себя, попробовать свои силы, поделиться результатами исследовательской работы. Библиотекарь при этом выступает в роли консультанта, партнёра, координатора, редактора собранного материала, помощника в поиске информации в виртуальном пространстве.

Какие краеведческие проекты можно реализовать в детской библиотеке?

Приведём несколько примеров социальных краеведческих проектов, которые можно включить в программу гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Проект «Возвращение героя» направлен на сохранение памяти о подвиге отдельного человека на войне, его вкладе в Великую Победу, его личной военной истории. В рамках проекта юные исследователи занимаются поиском, систематизацией и обработкой информации об участниках Великой Отечественной войны — членах своей семьи, земляках, ушедших на фронт, а также воинах, сражавшихся за данный населённый пункт, подвиг которых часто отмечен лишь строчкой с фамилией и инициалами на братской могиле.

Создание интерактивной карты «Дорогами войны, дорогами Победы» предполагает визуализацию боевого пути героя (героев) или воинского подразделения с помощью современных картографических сервисов (Google Maps, Яндекс. Карты и др.). Значимые для создаваемой истории места фиксируются с помощью интерактивных меток, которые сопровождаются информационным блоком, содержащим текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы.

Проект по сторителлингу «История одной фотографии» предлагает участникам задуматься над тем, какую информацию может содержать всего лишь одна фотография из семейного архива, а также попробовать свои силы в сочинении и рассказывании интересных историй. При подготовке текста используются следующие источники: воспоминания родственников, письма и другие сохранившиеся документы, визуальный ряд самой фотографии (одежда, причёска, здания, вывески и проч.), графические знаки (пометки, надписи на обороте фотографии, почтовые штампы и т. д.), а также различные информационные ресурсы.

«Семейный краеведческий музей» — ещё один проект, предполагающий совместную исследовательскую работу детей и членов их семей, направленную на поиск, описание и представление документов и предметов, хранящихся в семейных архивах или обнаруженных в других источниках. В основе коллекции — один и более экспонатов, связанных с жизнью конкретной семьи и событиями российской и мировой истории. По итогам проделанной работы могут быть сняты короткие видеоролики, подготовлены виртуальные выставки, интерактивные плакаты и т. д.

Создание аудиогида как краеведческий проект

Интересным направлением краеведческой работы является сотрудничество с сервисом izi.travel — бесплатной и открытой платформой для создания аудиогидов, на которой авторы со всего мира могут публиковать свой контент в формате геопривязанных аудиоисторий. С помощью izi.travel любой желающий, будь то крупный музей, профессиональный экскурсовод или просто увлечённый человек, может сделать собственный аудиогид по интересующей его локации, который будет доступен путешественникам через бесплатное мобильное приложение Izi Travel. Работа по созданию аудиогида строится по следующему алгоритму:

  • Выбор темы. Это может быть классическая прогулка по населённому пункту, история какого-либо человека (известного или простого местного жителя), посещение памятников природы, военных мемориалов, путешествие-исследование, путешествие-расследование и т. д. Главное, чтобы тема была интересной и понятной для самого автора и могла быть соотнесена с форматом маршрута (пешая прогулка, автобусная экскурсия и т. д.).
  • Разработка маршрута включает подбор достопримечательностей, о которых пойдёт речь, нанесение их на карту в cms.izi.travel. Важно, чтобы точки были объединены логикой повествования, находились на линии движения, т. е. если это пешая прогулка, то на всём пути следования должна быть пешеходная зона. Недопустимо, чтобы линия маршрута проходила, например, по крышам домов, через закрытые объекты и т. п.
  • Тайминг и навигация — соотношение длительности истории и скорости перемещения по маршруту, чтобы человек не оставался надолго в тишине, постоянно находился в «облаке историй».
  • Подготовка историй: подбор и обработка различных материалов по теме и собственно создание истории. Как же написать интересный текст? История должна быть не очень длинной, примерно 150–200 слов (1–2 минуты), и содержать максимум интересных фактов, изложенных простым языком. Специалисты советуют избегать громоздких синтаксических конструкций, сложных речевых оборотов, так как они плохо воспринимаются на слух. Не следует перечислять то, что человек и так видит перед собой (например, количество этажей здания, цвет стен и т. д.), должно работать его воображение. Истории должны быть логически связаны, в конце одной истории может содержаться намёк на следующий объект.
  • Озвучка — очень важный этап, так как аудиоформат предъявляет большие требования к звучащему слову, чем, скажем, в классической экскурсии с гидом. Очень интересно написанная история, но невыразительно озвученная, не произведёт ожидаемого эффекта. При записи истории монотонная речь, невнятное произношение и речевые ошибки недопустимы. Рассказ может сопровождаться различными звуковыми эффектами, погружающими слушателя в атмосферу повествования, музыкой, элементами театрализации.
  • Подбор фотографий и другого иллюстративного материала: у каждой точки маршрута должны быть текст, фото и аудио.

Если все точки маршрута оформлены, контент можно выкладывать в cms.izi.travel. Аудиогид будет доступен только автору, перед публикацией рекомендуется пройти по маршруту и проверить работу аудиоэкскурсии. Следует отметить, что после публикации на платформе можно возвращаться к редактированию.
Не всегда можно равномерно распределить истории по маршруту, длинные участки, которые слушатель вынужден проходить в полной тишине, лучше заполнить несколькими историями о людях, событиях, обычаях, легендах, связанных с темой экскурсии, привести отрывки из художественных произведений.

Коллективная и индивидуальная работа подростков над созданием аудиогидов имеет большой развивающий потенциал: стимулирует познавательный интерес к истории и современности малой родины; навыки успешного сторителлинга; развитие речи; ораторское искусство и актёрское мастерство; умение работать с разными источниками информации; помогает преодолеть стеснительность и боязнь выступать на публике. С помощью платформы можно организовывать конкурсы на лучшую аудиоэкскурсию по родному городу, посёлку, улице и т. д. Библиотекари, работающие с детьми, могут воспользоваться сервисом для разработки увлекательных квест-экскурсий: отличие от обычной экскурсии в том, что на карте не появится следующая точка маршрута, пока не будут правильно выполнены задания.

Литература

Кузнецова Н. В. Краеведение: библиотечные проекты / Н. В. Кузнецова // Школьная библиотека: сегодня и завтра. — 2021. — № 1. — С. 17–20.

Кузнецова Т. И. Память не умирает: использование семейного архива, интернет-ресурсов для проведения мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне / Т. И. Кузнецова // Школьная библиотека: сегодня и завтра. — 2015. — № 4. — С. 54–61.

Щербитова С. Краеведческая проектно-исследовательская деятельность как форма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся / С. Щербитова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 10. — С. 54–57. — URL: http://e-koncept.ru/2017/572013.htm (дата обращения 19.07.2021).
[Вебинар по созданию уличного аудиогида на izi.travell] // URL: https://youtu.be/HIcqJDRKXl0 (дата обращения 20.07.2021).