Знакомьтесь — малая родина! Актуальные формы библиотечной работы по краеведению

С чего начинается патриотическое воспитание? Конечно, с краеведения. Ведь любовь к большой родине начинается с уважения и любви к родине малой. Очень сложно полюбить то, чего не знаешь. Именно поэтому необходимо познакомить детей и подростков с родным краем.
Мышление современных детей становится всё более «клиповым».
Больше двадцати лет назад, когда только появился этот термин, основной проблемой были телевизоры и только-только появляющиеся в домах компьютеры, а об интернете школьники только мечтали.
Пятнадцать лет назад во многих семьях уже были стационарные компьютеры, а у многих школьников – телефоны (смартфоны у единиц).
Сегодня практически у каждого ребёнка есть смартфон (а иногда ещё и ноутбук, планшет и др.), в котором — интернет. А в интернете наибольшей популярностью пользуются короткие видео — шотс. Посмотрел несколько секунд (реже — минут), хихикнул, забыл. Так что, можно сказать, что у родителей современных детей мышление «клиповое», а вот у самих ребят уже «шотсовое». То есть, нарушение концентрации внимания прогрессировало ещё больше.
Тем не менее, мы должны увлечь ребёнка, да ещё и такой непростой темой, как краеведение. Какие инструменты для этого лучше использовать?
Квесты
Квесты в библиотеке уже стали привычной формой мероприятия. При этом обычно они довольно однотипны: викторина с элементами прогулки (от станции — к станции) для условных двух команд. Команды названы «условными», так как зачастую каждая из команд достигает своего личного результата, без соревнования друг с другом.
Но, где проблема — там и решение.
Разнообразьте формат квеста
Например, для подростков вместо беготни по станциям можно сделать «комнатный» квест, взяв за основу типичную схему детектива. В центре — тайна, но не убийства, а, например, личности, оставившей след в истории вашего края / села; загадка названия улицы, которую нужно разгадать; несколько, на первый взгляд, разрозненных фактов, анализ которых приведёт к значимой для города дате. Данный формат не обязан быть командным: игроки могут тренировать взаимодействие и в режиме «каждый за себя».
Сделайте книгу «главным героем» квеста
К сожалению, нередко в процессе создания библиоквеста про книгу вспоминают в последнюю очередь (если вообще вспоминают). В рамках мероприятия по краеведению эта проблема усугубляется тем, что большая часть краеведческого фонда написана взрослыми для взрослых — детям скучно. Использование рекомендации «сделайте книгу «главным героем» квеста» решает обе проблемы. Но как это сделать?
«Спрячьте» ответы на вопросы в книгах — в фонде и / или на книжной выставке. В процессе поиска дети как минимум возьмут в руки книги, о существовании которых они не подозревали, прочтут что-то. Это не гарантия успеха, но, хотя бы, начало будет положено.
Также помните о том, что тему краеведения не обязательно раскрывать только через отраслевую литературу — используйте и художественную. Наверняка найдутся писатели и поэты, писавшие о вашей малой родине.
Добавьте соревновательный элемент
Нужно решиться отойти от формата «все задания всеми выполнены — все молодцы». Должны быть победители и, соответственно, критерии, их определяющие. Добавьте и личные соревнования. Например, звание «главный краевед» самому активному участнику игры можно дать, даже если его команда проиграла.
Квизы
Эта игра давно полюбилась тысячам людей в нашей стране. Теперь она, наконец-то, пришла и в библиотеку.
Квиз — это командная игра, вопросы в которой поделены на блоки. В каждой команде обычно от 2 до 8 человек. Тематика может быть самая разная. Вопросы могут быть как с вариантами ответов, так и с открытым ответом (нужно вписать самостоятельно). Это игра на проверку не только знаний, но и логики, и скорости реакции (на раздумья над каждым вопросом время ограничено).
Формат квиза предполагает использование мультимедийных средств (компьютер с презентацией, проектор), что организатору только на руку: с одной стороны, так будет комфортно детям и подросткам, ведь это им привычно, с другой — расширяется инструментарий.
Например, в презентацию можно и нужно вставлять короткие фрагменты видео (фильмы, мультфильмы, театральные постановки), аудио (в том числе, реверсы песен — когда песня проигрывается с конца), да и просто интересные картинки.
Организатору нужно придумать вопросы о родном крае, ответы на которые могут быть в вышеперечисленных форматах. Создание краеведческого квиза займёт некоторое время, но это — работа на перспективу, ведь каждый год приходят новые дети.
Важно помнить:
- Участникам нельзя пользоваться интернетом (или любыми другими источниками) для ответа на вопрос.
- Время ответа на каждый вопрос ограничено! Ведущий должен жёстко соблюдать тайминг. Когда время истекло, бланки с ответами собираются. Желательно и на сбор отвести время — 30 секунд или 1 минуту, предупредив участников, что по истечению этого времени бланки уже не принимаются.
- Участников заранее предупреждают, будут ли повторяться вопросы.
При ответе на вопросы типа «Укажите название произведения» нужно писать правильное название, иначе ответ не будет засчитан.
Поисковая работа
Этот формат особенно актуален, когда нужно восстановить информацию о военных годах края или о каких-то других значимых для него временных отрезках. Вместе с детьми можно практически писать историю своей малой родины!
Обратитесь в архивы, опросите старожилов — например, первых работников колхоза или завода. По результатам деятельности можно создать книжно-иллюстративную выставку «Мой край в лицах», а также продублировать результаты работы в виде выставки виртуальной.
Само собой, если есть возможность, нужно задействовать и краеведческий фонд библиотеки: историю края, биографии его известных жителей, книги с воспоминаниями очевидцев или даже поэтические сборники интересующего временного отрезка. Какую-то информацию в фонде библиотекарь может найти самостоятельно, чтобы потом дети открыли её для себя.
Данная форма работы займёт больше времени, чем развлекательные мероприятия, но, при правильной организации, может увлечь детей и подростков, поможет пробудить интерес к своей родине и к книге.
В заключение
Какую бы форму библиотечной работы по краеведению вы бы ни выбрали (одну из вышеописанных или любую другую), помните о том, что ребёнок – это ребёнок. Он хочет не только чувствовать себя важной частью истории своей малой родины, но и соотносить «дела давно минувших дней» со своей нынешней жизнью.
Приводя примеры из прошлого, рассказывайте о детях и подростках. Чем они жили, о чём мечтали, во что играли, когда были в возрасте детей, пришедших на ваше мероприятие. Проводите возрастные параллели: «когда нашей библиотеке было всего 10 лет, как тебе сейчас…». Постарайтесь через краеведение сделать свой край близким ребёнку — действительно родным.