Бледнолицый по имени Чёрный Волк: Эрнест Сетон-Томпсон

Бледнолицый по имени Чёрный Волк: Эрнест Сетон-Томпсон

«…Я пошёл своей собственной тропой,
не зная и не спрашивая никого,
была ли это лучшая дорога.
Я знал только одно: это была моя дорога».

«Моя жизнь», Э. Сетон-Томпсон

«Животные, которых я знал», «Из жизни гонимых», «Мустанг-иноходец, «Арно», «Маленькие дикари» — писатель и художник всех этих, любимых несколькими поколениями читателей книг — одно и то же лицо, Эрнест Сетон-Томпсон. Его называют зачинателем жанра произведений о животных и «отцом» экологического мышления, он стал основателем и руководителем движения следопытов в Северной Америке и одним из самых уважаемых людей США. Однако начало эта история берёт в другой стране.

Эрнест Сетон-Томпсон. Немного из биографии

Когда-то давно обанкротившийся английский судовладелец шотландского происхождения вместе со своим многочисленным семейством сел на пароход и оказался в Северной Америке, где и занялся новым для себя занятием — фермерством.

Мало кому из домочадцев нравилась сельская жизнь, но младшему, Эрнесту, она явно пришлась по душе. Он слушал пение незнакомых ему птиц и подолгу лежал на крыше дома, глядя на проплывающие по небу облака.

Но бизнес не заладился, и Томпсоны устремились в город — канадский Торонто. И здесь будущий естествоиспытатель нашёл своему увлечению выход: посещал мастерскую по выделке чучел и, с трудом накопив денег на первое в своей жизни сокровище — научную книгу о птицах доктора А. Росса «Птицы Канады», купил её.

Отец, обнаружив у сына талант к живописи и не разделяя его любви к естествознанию, мечтал для него о карьере художника, и по этой причине отправил на учёбу в Лондонскую Королевскую академию.

С учёбой у Эрнеста не сложилось, он вернулся в Канаду, и теперь ему пришлось вести финансово независимую от отца жизнь. Юноша переезжал несколько раз из города в сельскую местность и обратно, успешно поработав художником-иллюстратором в одном из издательств Нью-Йорка, но всё же его тянуло в дикие прерии. Так он и жил в постоянных переездах.

Став впоследствии известным в Америке человеком, он был знаком с президентом Т. Рузвельтом и писателем М. Твеном, его картины выставлялись в самых престижных галереях, а его четырёхтомник «Жизнь диких зверей» был удостоен высшей из наград учёной Америки — «Медали Эллиота». Но самому писателю хотелось тишины и уединения со своими картинами, книгами и научными трудами, созданными за долгую жизнь.

Он получил долгожданный покой, безвыездно поселившись в собственноручно спроектированном и выстроенном доме под городком Санта-Фе, в холмистой и безлюдной, не тронутой цивилизацией местности. Когда его, уже в глубокой старости, однажды спросили, где бы он хотел быть похоронен, он ответил, махнув рукой: «Оставьте этим холмам…».

Индейцы жили тут же на холмах, и двери его дома были для них открыты всегда. Он уважал и чтил законы и уклад жизни индейцев, переплетённый с жизнью природы, за что пользовался уважением и признанием с их стороны.

Сетон-Томпсон был у них полным кавалером всех высших отличий и званий, что доказывала подаренная ему накидка из перьев — индейца-воина. У него было даже индейское имя — Чёрный Волк, ведь в лесной иерархии индейцы ставят волка довольно высоко. Да и волк — любимый герой в творчестве Сетон-Томпсона. Порой вместо подписи под своими письмами он рисовал след волка — это и была подпись.

Вообще, рисунков и вырезанных из дерева фигурок животных, натуралист оставил немало. В них он стремился передать красоту и драгоценность каждого животного, донести до людей бессмысленность бесцельного уничтожения диких зверей. Ради этого он даже организовал в Канаде «Лигу лесных умельцев», целью которой было изучение молодёжью родной природы и охрана животных.

Сетон-Томпсон на основе опыта работы с детьми фермеров, которых он отвлёк от разорительных набегов на своё поместье при помощи придуманных для них игр, разработал программу игрового воспитания — «Пионеринг» («pioneering» — с англ. «первопроходчество»). Программа получила своё название от известного романа Ф. Купера «Пионеры». Выживание среди дикой природы, ориентирование и маскировка, тактические игры, походы и строительство переправ — всё это входило в программу воспитания детей, позже получившую продолжение в жизни организации бойскаутов Америки.

Проводим мероприятие по рассказу писателя

Все персонажи, главные герои рассказов Сетон-Томпсона о животных, наделены наилучшими качествами, в том числе чувством благородства и свободолюбия. Например, волк Лобо. «Лобо, король Каррампо» — первый рассказ из книги Эрнеста Томпсона Сетона «Дикие животные, которых я знал», написанный в 1898 году. Сетон основал книгу на своём опыте охоты на волков на юго-западе США. В 2023 году рассказу исполняется 130 лет.

Лобо огромный, сильный, умеет обойти самые хитрые ловушки и западни. Но гибнет от непреодолимой тоски по своей прекрасной волчице Бланке.

Вопросы по тексту

  1. Чем был знаменит волк по кличке Лобо? («Старый Лобо — настоящий великан — был чрезвычайно сильным и хитрым зверем»)
  2. Как удалось его поймать? (Лобо впал в отчаяние после убийства волчицы: он был верен ей, и сам шёл в капканы. «Обессилев от бесплодных поисков и тоски, Лобо сдался на милость человека»).
  3. Отчего, по-вашему, он умер? («Последние дни своей жизни волк не ел, не пил, лишь незрячими глазами смотрел вдаль. Такое его поведение удивило даже охотников. Люди были поражены силой любви волка и его верностью»).

Дополнительные вопросы о жизни волка в дикой природе и о способах его охоты:

  • какой образ жизни ведут волки?
  • как устроена волчья стая?
  • как охотятся волки?

Примерные задания

  1. Придумать команде индейское тотемное имя и нарисовать тотем. (Например, Маленький Бобр, Хитрая Росомаха. Тотем — это животное, являющееся родоначальником племени).
  2. Обследовать «книгу посетителей» леса — назвать животных и птиц по отпечатку следа. (Для этого распечатать следы разных зверей и птиц: оленя, кабана, зайца, медведя, цапли, воробья и проч., и разместить их в пределах небольшой территории в библиотеке или на природе).
  3. Игра «в догадки» — на зоркость. Предположить на глаз расстояние в шагах до дерева, каждой команде написать своё, а затем измерить.
  4. Узнать рост и вес собаки по её следу. (В повести есть подсказка, как это сделать, в главе XXVIII, «Новые игры». Ребятам рекомендуется найти этот фрагмент в тексте.)
  5. Определить направление по мху на стволах деревьев. («…вы всегда найдёте мох на северной стороне ствола или скалы; самые большие ветки растут у деревьев с южной стороны… На пне, годичные кольца толще всего с юга…» (Глава XII, «Условные знаки индейцев»)
  6. Построить миниатюрную хижину индейца-следопыта — «типи» из подручных материалов: собранных веток деревьев и палок, коры, листвы. (Устройство настоящей «типи» описано в главе V, «Калеб»).
  7. Нарисовать по памяти знакомых детям птиц и зверей на бумаге и украсить ими «хижину» в индейском стиле. Сделать «индейское» ожерелье из перьев птиц и ракушек.

Источники

Лобо, король Каррампо. — Текст: электронный // Википедия: [сайт] // URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Lobo, _the_King_of_Currumpaw (дата обращения: 17.08.2023).

Песков В. Земля за океаном / В. Песков, Б. Стрельников. — Москва: Молодая гвардия, 1975. — с.288.

Воронова Н. Сетон-Томпсон Эрнест / Н. Воронова // Писатели нашего детства. 100 имён. Биографический словарь в 3 частях. Ч. 1. — Москва: Либерея, 1998. — С. 332–336.