Библиотрэвелог о Викторе Драгунском, его Дениске и далёких 60-х для детей 9–10 лет

Библиотрэвелог о Викторе Драгунском, его Дениске и далёких 60-х для детей 9–10 лет

Цель

Продвижение среди детей чтения, произведений классиков российской детской литературы, создание положительных образцов поведения, позитивного отношения к жизни на примерах из прошлого.

Задачи

  1. Закрепление знаний о детском писателе В. Ю. Драгунском и его творчестве.
  2. Ознакомление с бытом и культурной жизнью советских детей в 60-е годы XX века.
  3. Изучение технологии изготовления поделок из разноцветной проволоки.


Оформление зала

Декорации квартиры конца 50-х-начала 60-х годов. На стене — плюшевый ковёр (с изображением оленей, лебедей, мишек и т. д.) и часы с кукушкой. В центре — круглый стол с вязаной скатертью. На столе — стаканы в подстаканниках, статуэтки из фарфора, дисковый телефон, транзисторный приёмник и другие атрибуты того времени. Можно поставить коллекцию нагрудных значков, медалей, марок; сохранившиеся старые детские игрушки и пр. На видном месте — портрет Виктора Драгунского в окружении его книг.

Сценарий

Первый ведущий: Здравствуйте, ребята! Этот библиотрэвелог мы решили посвятить детскому писателю Виктору Драгунскому и герою его рассказов — Дениске. А ещё мы приоткроем дверцу в прошлое и посмотрим, как и чем жили Дениска и его ровесники — ребята 60-х годов прошлого столетия.

«Что за „зверь“ — „библиотрэвелог“? По какому поводу мы будем говорить о Драгунском и кто этот Дениска?» — спросит непосвящённый. Давайте мы расскажем обо всём по порядку.

«Трэвелог» — это отчёт о путешествии или, проще говоря, путевые заметки. Это когда едешь в какую-нибудь незнакомую страну и описываешь на бумаге всё, что видишь по пути, все свои эмоции от увиденного. Чтобы не забыть потом, когда вернёшься домой. А приставка «библио» обозначает, что мы отправляемся в путешествие, связанное с книгой. И будем по пути подмечать всякие интересные моменты и записывать их в свою книжечку памяти.

Начнём из прошлого, из очень далёкой страны — Соединённых Штатов Америки, где 30 ноября 1913 года в городе Нью-Йорке родился автор «Денискиных рассказов» Виктор Юзефович Драгунский. Однако уже в следующем году семья Драгунского переехала обратно на родину, в Россию.

С детских лет Виктора манили театр, цирк, эстрада, возможность веселить и радовать людей. И эта его детская мечта сбылась: окончив театрально-литературную мастерскую, он становится актёром в Театре сатиры, затем выступает клоуном в Московском цирке, пишет куплеты, песни, клоунады, которые с успехом сам и исполняет. Он организует небольшие театральные группы, где артисты танцуют, разыгрывают сценки и поют.

Но особенно нравилось Драгунскому выступать перед детьми. И дети тоже любили его выступления: от души смеялись над его весёлыми рассказами и просили рассказать ещё и ещё. И тогда актёр решил написать серию рассказов, с которыми он будет выступать перед детской аудиторией. Так в 1959 году появился сборник рассказов для детей под названием «Денискины рассказы».

Второй ведущий: Главным героем всех рассказов стал мальчик Дениска, обычный школьник, такой же, как и вы. Только он обладал такой выдумкой и фантазией, что с ним постоянно происходили какие-то удивительные и забавные происшествия. Его неисправимая детская логика и чистый детский юмор вызывают чувство умиления.

Поначалу все решили, что писатель берёт истории из жизни своего сына Дениса. Кое-что, конечно, происходило и в реальности. Денис Драгунский тоже был мальчиком с творческим воображением, что и воплотилось впоследствии в его профессии — он, как и его отец, стал писателем, а ещё политологом, драматургом и журналистом. Но множество историй, приключившихся с героем «Денискиных рассказов», Виктор Драгунский придумал сам: ведь у него был большой запас интересных идей, которыми ему хотелось поделиться с маленькими читателями. Только он не успел рассказать обо всём — слишком малое время ему было отпущено для творчества. Но остались весёлые и добрые книги писателя, на которых росли и воспитывались многие поколения юных читателей. Да это же живое воплощение детства и радости!

Первый ведущий: Сейчас вы попробуете вспомнить «Денискины рассказы» по иллюстрациям к ним. А чтобы было проще, мы будем зачитывать небольшой фрагмент из текста, комментирующий происходящее на картинке:

1-я иллюстрация. «Это вот как получилось. Был у нас урок пения. Сначала мы пели все хором „Во поле берёзонька стояла“. Выходило очень красиво, но Борис Сергеевич всё время морщился и кричал:

— Тяните гласные, друзья, тяните гласные!..

Тогда мы стали тянуть гласные, но Борис Сергеевич хлопнул в ладоши и сказал:

— Настоящий кошачий концерт! Давайте-ка займёмся с каждым индивидуально.

Это значит с каждым отдельно. И Борис Сергеевич вызвал Мишку». («Слава Ивана Козловского»)

Второй ведущий:

2-я иллюстрация. «Я спрашиваю: — Вера Сергеевна, у вас есть хвост?

А Вера Сергеевна говорит:- Разве я очень похожа на чёрта?

— Нет, не очень, — говорю я. — Но не в этом дело. Вот вы сказали, что этот костюм значит „Кот в сапогах“, а какой же кот может быть без хвоста? Нужен какой-нибудь хвост! Вера Сергеевна, помогите, а?

Тогда Вера Сергеевна сказала: — Одну минуточку… И вынесла мне довольно драненький рыжий хвостик с чёрными пятнами.

— Вот, — говорит, — это хвост от старой горжетки. Я в последнее время прочищаю им керогаз, но, думаю, тебе он вполне подойдёт. Я сказал „большое спасибо“ и понёс хвост Мишке». («Кот в сапогах»)

Первый ведущий:

3-я иллюстрация. «Мой папа не любит, когда я мешаю ему читать газеты. Но я про это всегда забываю, потому что мне очень хочется с ним поговорить. Ведь он же мой единственный отец! Мне всегда хочется с ним поговорить. Вот он раз сидел и читал газету, а мама пришивала мне воротник к куртке.

Я сказал: — Пап, а ты знаешь, сколько в озеро Байкал можно напихать Азовских морей?

Он сказал: — Не мешай…

— Девяносто два! Здорово?

Он сказал: — Здорово. Не мешай, ладно? И снова стал читать.

Я сказал: — Ты художника Эль Греко знаешь?

Он кивнул. Я сказал: — Его настоящая фамилия Доменико Теотокопули! Потому что он грек с острова Крит. Вот этого художника испанцы и прозвали Эль Греко!.. Интересные дела. Кит, например, папа, за пять километров слышит!

Папа сказал: — Помолчи хоть немного… Хоть пять минут…» («Профессор кислых щей»)

Второй ведущий:

4-я иллюстрация. «И мы долго бегали в толпе между взрослых и очень веселились, и какой-то военный дядька подхватил Алёнку под мышки, а его товарищ нажал кнопочку в стене, и оттуда вдруг забрызгал одеколон, и когда Алёнку поставили на пол, она вся пахла леденцами, а дядька сказал:

— Ну что за красотулечка, сил моих нет!

Но Алёнка от них убежала, а я — за ней, и мы, наконец, очутились возле кваса. У меня были деньги на завтрак, и мы поэтому с Алёнкой выпили по две большие кружки, и у Алёнки живот сразу стал как футбольный мяч, а у меня всё время шибало в нос и кололо в носу иголочками. Здорово, прямо первый сорт, и когда мы снова побежали, то я услышал, как квас во мне булькает». («Красный шарик в синем небе»)

Первый ведущий: Ребята, вы уже поняли, что жизнь, которая описывается в «Денискиных рассказах», была несколько другой и быт людей, живших в 60-годы прошлого века, очень отличается от современного. Нельзя сказать, что это было плохое время — время всегда хорошее. Просто сейчас есть вещи и предметы, которых не было тогда, а тогда было то, что не дошло до нашего времени. Посмотрите на слайды и сравните, как была обставлена жилая комната 60-х годов XX века и как — современная квартира. Что общего на этих фотографиях, а чего нет на одной и на другой? (Ответы детей.)

Примечание: если есть дополнительное время, можно немного рассказать о старых вещах, задействованных в оформлении помещения: о дисковом телефоне, транзисторном приёмнике, о часах с кукушкой, о коллекциях значков, монет и другом.

Кроме интерьера, поменялась и манера одеваться — мода ведь тоже не стоит на одном месте. Школьники 60-х годов носили: мальчики — серые шерстяные брюки и курточки, а девочки — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. (Слайд.) Предлагаем вам собрать в школу ваших ровесников из прошлого. И для этого устроим конкурс.

Конкурс «Помоги Дениске собраться в школу!»

На столе стоят две коробки с вещами: одежда и обувь — современная и 60-х годов XX века; портфель — рюкзак, калькулятор логарифмическая линейка, и проч., значок -октябрёнка, пионерский, красный галстук. Всё, что найдётся у организаторов.

Первый ведущий: Задание будет простым и одновременно не очень. Перед вами ворох самой разнообразной одежды и различных предметов — современных и не очень. Вам нужно одеть одного из вас сообразно моде 60-х годов и выбрать предметы, которыми пользовался, на ваш взгляд, Дениска, и объяснить свой выбор. Теперь необходимо выбрать несколько человек из зала. Думается, желающих одеться сейчас будет достаточно. Но на всех реквизита не хватит. Поэтому, чтобы всё было по-честному, давайте посчитаемся, как любил это делать Дениска со своими друзьями. Выходит тот, на ком заканчивается считалочка:

Второй ведущий (считает.): Заяц-белый-куда-бегал-в-лес-дубовый-чего-делал-лыки-драл-куда-клал-под-колоду-кто-украл-Спиридон-Мор-дель-он-тинтиль-винтиль-выйди-вон!

Под музыку выходят дети и начинают подбирать одежду и необходимые предметы. Одеваются.

Примечание: если есть в наличии школьная форма для девочек и мальчиков, то можно переодеть и мальчика, и девочку. А затем произвести церемонию «Посвящение в октябрята» (приколоть к форме значок октябрёнка), и «Посвящение в пионеры» (повязать пионерский галстук). Обязательно пояснить, с чем были связаны эти традиции.

(Обращается к детям.) Скажите, сколько времени вы проводите в школе? (Много.) Конечно же, большую часть дня. А чем вы занимаетесь в школе? (Учимся.) Да, главная цель посещения школы — ё жизнь? Есть ещё и торжественные линейки, праздничные утренники, различные кружки по интересам. Проходят смотры художественной самодеятельности, конкурсы и состязания. Да мало ли чего ещё случается незапланированного! А сколько смешных и подчас курьёзных ситуаций происходит. Таких, о которых будут вспоминать с добрым смехом и после окончания школы!

Одну из потешных историй из Денискиной школьной жизни вы сейчас услышите, а также увидите собственными глазами. А увидите потому, что мы вам покажем диафильм.

Кстати, диапроектор, наше чудо техники, при помощи которого будет продемонстрирован диафильм, тоже гость из прошлого. Пятьдесят лет назад, когда ещё не было ни видеомагнитофонов, ни, тем более, домашних кинотеатров, такие проекторы имелись практически в каждой семье, где были маленькие дети. С их помощью на стену или импровизированный экран из белой простыни проецировали картинки из мультфильмов или иллюстрации к сказкам и читали ребёнку титры под ними.

А теперь, после короткого экскурса в историю, посмотрим диафильм к смешному рассказу Драгунского с устрашающим названием — «Смерть шпиона Гадюкина».

Диафильм по рассказу Драгунского «Смерть шпиона Гадюкина» или любому другому рассказу, имеющемуся в наличии (10–12 мин.)

Первый ведущий: Дениска и его друзья, дети из 60-х годов прошлого века… Какие у него были развлечения? Чем занимали своё свободное от учёбы время школьники пятьдесят с лишним лет назад? Ведь в то время ещё не было компьютеров, спутникового телевидения, новомодных айфонов и смартфонов… Непонятно, как можно без всего этого обходиться? А может, они вообще ни во что не играли, а просто приходили домой, делали уроки и сразу ложились спать?

Второй ведущий: Тогда играли много во что, даже если, казалось бы, и не из чего. Например, если во дворе делали ремонт и повсюду валялись кирпичи и доски, а посреди двора возвышалась гора песка, то на этом песке играли в «разгром фашистов под Москвой», или делали куличики и сооружали песочные башенки.

Настоящей удачей было найти разноцветные стёклышки — бутылочные осколки. Через них можно смотреть на солнце, не ослепляясь его ярким светом и представлять себе, что на нём живут огненные пляшущие человечки. А если собрать несколько разноцветных стеклышек, поместить их в трубку, закрыть с двух сторон линзами и медленно вращать трубку вокруг своей оси, то, глядя внутрь, можно увидеть причудливые мозаичные картинки. Девчонки привязывали зелёный осколок ниткой к платью и воображали, что носят брошку с каким-нибудь драгоценным камнем-изумрудом. Словно принцессы какие-нибудь.

Первый ведущий: А ещё делали себе другие украшения из того, что находили буквально под ногами. Хорошенько покопавшись в домашних кладовках, мы нашли разноцветные провода. Из них можно сделать много полезных штуковин.

Во-первых, цветной проволокой раньше обматывали спицы велосипедов и руль машины — получалось очень красиво. Во-вторых, из цветной проволоки можно было делать забавных человечков и устраивать на уроках игру в войнушку.

Второй ведущий: Также из цветной проволоки можно было делать различные кольца. Наиболее изящными считались кольца, сплетённые из цветной обмотки, из которой вытащена медная сердцевина. В результате получалось симпатичное колечко, которое можно было на что-нибудь обменять. Девчонки такие кольца носили с большим удовольствием. А если и нам попробовать смастерить что-нибудь подобное и оставить себе на память, например, колечко? Сейчас мы вам раздадим разноцветные проводки и все вместе изготовим колечки и человечков — кому что больше нравится.

Хэнд-мэйд «Колечки и человечки: сувенир на память». Изготовление поделок (15–20 минут).

Первый ведущий: Как славно бывает, когда в жизни встречаются хорошие люди. Виктор Драгунский был как раз одним из таких. Он часто выступал с чтением своих рассказов на радио, в школах и библиотеках и исполнял их великолепно. Ведь он был не только писателем и талантливым актёром, а человеком, готовым дарить радость каждому. Популярность его рассказов была так велика, что благодаря им имя Денис стало одним из самых распространённых.

И тем более хочется услышать новые рассказы о весёлом и смышлёном мальчишке, что так и кажется: вот он сейчас вернётся, и мы зададим ему вопрос, который друзья и близкие задавали Дениске в конце рассказа «Двадцать лет под кроватью»: «Где ты был, что с тобой приключилось? — Рассказывай!»

Использованная литература

Драгунский В. Ю. Всё о Дениске и его секретах: рассказы / В. Ю. Драгунский; ил. О. Саксон. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2010. — 464 с.: ил.

Чикинова Л. Послушаем Денискины рассказы: литературная викторина / Л. Чикинова // Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 4. — С. 7–8.

Страна мастеров : [сайт]. — 2024. — URL: http://stranamasterov.ru/node/287261 (дата обращения: 07.02.2024). — Текст : электронный.