Ожившие предметы в сказках Андерсена
Одной из ярких особенностей литературных сказок Андерсена явилось открытие им подлинной художественной красоты в вещах, ранее считавшимися будничными. Писатель умел подмечать детали и вдыхать жизнь в неодушевлённые предметы. Казалось, он знает, о чём может думать тот или иной предмет, о чём мечтать, какими качествами обладать. Можно сказать, что вещи для Андерсена — те же люди. Каждая со своим характером, привычками, мыслями и настроением.
В оригинальных сказках писателя скопилось такое множество предметов, что его называли «изобретателем сказки о вещах». Датский писатель М. А. Гольдшмидт говорил, что «он находит поэзию там, где другие едва осмеливаются искать её…в погребе…в мусорном ведре…».
Какие мероприятия можно провести?
«И вещи ожили…» — так можно назвать экспозицию в форме выставки-кладовой, где разместятся предметы из сказок Андерсена. Расстановка «говорящих» предметов может быть различной в зависимости от общего замысла композиции. Например, в центре письменного стола могут расположиться гусиное перо и чернильница в окружении других канцелярских принадлежностей сообразно эпохе — началу XIX века.
Главных персонажей сказки «Перо и чернильница» можно обозначить, разместив несколько фраз из спора-диалога, который они вели между собой о собственной значимости. Неподалёку от них замерла на ребре серебряная монетка (или её имитация) из одноимённой сказки, будто готовая сейчас же отправиться в путь; оловянный солдатик (или его современный пластиковый аналог) охраняет балерину из фарфора или из того же пластика. Штопальная игла из фольги, бумажный воротничок, ветряная мельница в миниатюре могут составить отдельную компанию. А где-нибудь рядом, на самой низкой полке лежит разбитый фарфоровый чайник и «рассказывает» читателям свою печальную биографию, жалуясь на неблагодарность людей, бросивших его под ноги. Каждый предмет сопровождается кратким описанием, взятым из текста соответствующей ему истории или сказки.
Те же предметы можно расположить в импровизированной кладовой. Для оборудования кладовой можно использовать нишу (если она имеется в библиотеке) в стене с подсветкой. Создать зрительный образ старого чулана поможет имитация пыли и паутины на книгах.
Цитатой к выставке может служить одно из высказываний самого сказочника:
«Иногда мне кажется, будто каждый забор, маленький цветок, говорит: „Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни“ и стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».
В одну из литературных игр по творчеству датского сказочника можно включить мини-викторину «Вещь, ты кто?», в которой детям предлагаются цитаты из разных сказок Андерсена, содержащие в себе описание той или иной вещи. Их нужно угадать. Вопросы можно преподнести с предметами в «чёрном ящике».
Эти вопросы могут также служить основой для выставки-викторины.
Мини-викторина «Вещь, ты кто?»
«Она только что вышла из чеканки чистенькая, светленькая, покатилась и зазвенела: — Ура! Теперь пойду гулять по белу свету! — и пошла!»
(«Серебряная монетка»)
«Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и широкой ручкой — всем. У него была приставка и спереди и сзади; спереди — носик, сзади — ручка. О том же, что крышка у него была разбита и склеена — молчал».
(«Чайник»)
«Она считала себя тонкой… — Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, так я тонка! Право, кажется, будто солнце ищет меня под водой!.. Ах, я так тонка, что даже отец мой солнце не может меня найти!»
(«Штопальная игла»)
«Мою историю стоит послушать! Но я не рассказываю её вслух, да и не могу… — И оно рассказало её самому себе, вернее, продумало её про себя. История и в самом деле была довольно замечательная… Теперь (оно) служило стаканчиком для птицы».
(«Бутылочное горлышко»)
Он «довольно долго пожил на свете и стал подумывать о женитьбе… Время шло… наконец (он) попал с прочим тряпьём на бумажную фабрику… Он был страшный хвастун: — У меня была пропасть невест, — тараторил он, — так и бегали за мной, ещё бы, подкрахмаленный, я выглядел таким франтом».
(«Воротничок»)
«Одной капли достаточно, чтобы написать полстраницы и чего-чего только не уместится на ней!
— Если бы вы относились к жизни сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью: вы смачиваете меня, чтобы я могла высказать и выложить на бумагу то, что я ношу в себе!»
(«Перо и чернильница»)
Обыгрывая тему пристального внимания к вещам, можно дать задание (детям младшего школьного возраста- на дом, учащимся среднего школьного возраста — непосредственно во время мероприятия) — сочинить свою сказку-историю про какой-нибудь предмет, используемый в современном быту. Это могут быть как сложные современные электроприборы (пылесос, стиральная машина, телевизор, ноутбук), так и простая канцелярская скрепка.
Можно придумать сказку-викторину и включить её в один из конкурсов познавательно-игровой программы для детей 9–12 лет. Задача детей — внимательно выслушать новую сказку до конца и затем перечислить максимальное число скрытых в ней сказок Андерсена. (В приведённой ниже сказке-викторине спрятаны 22 сказки. Их названия выделены курсивом).
«Сказка на ночь»
Жила-была на белом свете принцесса на горошине. И была она настолько изнеженной, что просыпалась по ночам от скрипа, который издавал её старый дом. Да ещё каждый вечер под окном её спальни заливался соловей. И вот однажды к ней пригласили известного рассказчика — Оле-Лукойе, который умел мастерски рассказывать сказки на ночь и убаюкивать. Он зашёл неслышно, ступая, как тень. И сразу начал рассказывать эту историю:
«Неподалёку от дороги росла в мягкой зелёной траве крохотная ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали её, и она росла не по дням, а по часам. В одно утро её прекрасные лепестки наконец раскрылись. В серединке цветка сидела хорошенькая крошечная девочка — не больше дюйма. Её увидела отвратительная жаба, прыгавшая рядом, в канаве. — Какая прекрасная Дюймовочка! Вот будет славная жена для моего сынка! — квакнула жаба и, схватив девочку, попрыгала домой, к берегу ручья, в тину. Рыбки, плававшие в ручье, пожалели кроху и спасли её от жабы. Но сколько ей ещё пришлось перенести испытаний! Бедняжку пытался похитить навозный жук, от которого её прятали улитка и розовый куст. Затем, когда наступила зима, девочку едва не превратила в кусочек льда Снежная королева.
Хорошо, что малютке на пути попался директор кукольного театра. Он распорядился сшить маленькой бродяжке новое платье — почти как у короля. А ещё подарил ей калоши счастья. После того, как она надела вещи на себя, произошло чудо: откуда ни возьмись, появился сундук-самолёт и унёс крошку на своих крыльях в тёплые края, где жили аисты. Правителем той прекрасной страны, где оказалась девочка, был золотой мальчик. Девочка сразу ему понравилась — это было видно всем. В знак своей благосклонности он подарил ей огниво. И с тех пор подданные стали перешёптываться, повторяя: „Жених и невеста“. Через некоторое время, когда дети повзрослели, они сыграли королевскую свадьбу. И это было самое счастливое семейство».
— Такой прекрасной сказки я ещё не слышала, — сказала принцесса. — Это будет история года! — и она, впервые за многие бессонные ночи, сладко заснула.
Так всё и было на самом деле. Всё, что я вам сейчас рассказал — истинная правда!
Использованная литература
Андреева М. Мы строим Андерсенград: игра-путешествие для учащихся 3–6-х классов / М. Андреева, М. Короткова // Калейдоскоп юбилейных дат: сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках. — Москва: Школьная библиотека, 2006. — С. 60–74.
Бос Э. Как развивать креативность / Э. Бос; [пер. с. нем. Петросян К. А.]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 189 с.: ил. — (Школа развития).
Брауде Л. Скандинавская литературная сказка / Л. Брауде. — Москва: Наука, 1979. — С. 82.