Основы финансовой грамотности: интернет-ресурсы в помощь детскому библиотекарю
Знание основ финансовой грамотности детьми и подростками необходимо не только для будущих профессиональных компетенций, но и для успешной личной финансовой стратегии. Детям, которых с детства учат обращаться с деньгами и посвящают в различные финансовые, экономические отношения, гораздо проще принимать взвешенные решения.
Какая работа ведётся в библиотеках?
Осознавая всю важность данной работы, детские библиотеки активно включились в просветительскую деятельность по формированию финансовой грамотности детей и подростков: проводят очные и онлайн-мероприятия для ребят разного возраста, разрабатывают культурно-просветительские программы.
Среди наиболее эффективных приёмов — использование игровых технологий: сюжетно-ролевых, дидактических, деловых игр, квестов, викторин, ребусов и т. д.; чтение стихов, сказок, рассказов и других художественных произведений; вовлечение в проектную деятельность (например, конкурс фанфиков на экономические темы) и т. д. В библиотеках организуются тематические часы/дни/недели/декады финансовой грамотности, работа кружков и клубных объединений: клубы «Юный финансист», «Азбука финансов», «Школа финансов», «Школа финансовой грамотности», «Клуб финансовой безопасности»; летний финансовый лагерь.
Где библиотекарю искать информацию?
Естественно, работа в подобном тематическом направлении требует от библиотекарей дополнительных знаний, креативного мышления, постоянного поиска новых форм взаимодействия с читателями. Министерством финансов Российской Федерации, Центральным банком России, Роспотребнадзором и другими ведомственными организациями разработаны комплексные программы в помощь педагогам основного и дополнительного образования, воспитателям, волонтёрам — всем, кто занимается вопросами финансовой грамотности.
Министерством финансов Российской Федерации совместно со Всемирным банком реализуется проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». За годы работы проекта российскими учёными, методистами и педагогами-практиками разработано большое количество качественных материалов для освоения финансовой грамотности детьми разного возраста. Значительная часть из них представлена на сайтах http://хочумогузнаю.рф, http://вашифинансы.рф, https://моифинансы.рф.
Один из разделов сайта http://хочумогузнаю.рф адресован школьникам: здесь представлены комиксы, плакаты, видеоролики, раскраски, финансовый квест, комплекс из 30 подвижных игр, игра-тренинг «Не в деньгах счастье» и другие материалы, помогающие детям младшего и среднего школьного возраста понять, что такое вклады, банки, страхование и как ими пользоваться.
На сайтах http://вашифинансы.рф и https://моифинансы.рф доступны материалы, касающиеся реализации проекта (основная информация, архив событий, анонсы открытых уроков, вебинаров, мастер-классов, лекций, а также других современных интерактивных мероприятий), много полезной информации на различные финансовые темы, комиксы, рассказывающие о деньгах, страховании и вкладах, тесты по финансовой арифметике.
Информационно-просветительский ресурс Fincult.info создан Центральным банком Российской Федерации с целью формирования финансовой культуры граждан. Представленные материалы рассчитаны на широкую аудиторию с разным уровнем знаний об экономике и разными финансовыми возможностями. Подробно и доходчиво разбираются ситуации, связанные с финансовыми операциями, с которыми может столкнуться каждый. Отдельный раздел Fincult.info адресован преподавателям, методистам и волонтёрам финансового просвещения. Здесь размещены справочные, методические и обучающие материалы, рекомендации, ссылки на полезные ресурсы и мероприятия для тех, кто так или иначе участвует в финансовом просвещении.
Для дошкольников и младших школьников подготовлены книжка-раскраска «Как сорока карту потеряла», сборник «Путешествие в мир финансов», в который вошли различные игры: настольные, головоломки, ребусы, пазлы и т. д., они помогают объяснить детям основы финансовой грамотности в игровом формате. Для ребят постарше разработаны сборники задач, а также даны ссылки на открытые уроки от издательства «Просвещение».
Всем желающим старше 6 лет предлагается специально разработанная веб-игра «Тайна потерянной копилки», в которой участникам нужно спасти накопления героев от мошенников и злого колдуна, таким образом тренируясь копить и преумножать деньги, разумно их тратить, а также избегать рисков. Игра сопровождается подборкой обучающих и разъясняющих текстов, из которых дети могут узнать, как планировать свои расходы и копить на мечту; как открыть свою первую банковскую карту и пользоваться ею без угрозы для своих сбережений. Игра «Космический детектив: тайна семи банкнот» научит отличать настоящие купюры от фальшивых, поможет разобраться во многих вопросах, касающихся монет и купюр.
Ещё один проект Центрального банка Российской Федерации — «Игры по финансовой грамотности». Ресурс содержит сценарии настольных и деловых игр разного формата и продолжительности, которые помогут детям и подросткам познакомиться с основами финансовой грамотности. Предлагаемые игры можно использовать в ходе различных просветительских мероприятий по повышению финансовой культуры и грамотности. Среди достоинств данных разработок можно отметить следующие: простота освоения (сценарии содержат подробное описание хода игры, ролей и возможные игровые диалоги); доступный реквизит (игры не требуют дорогостоящего или сложного оборудования); простота проведения (игры могут организовываться силами одного ведущего); формат (некоторые игры могут проводиться в форматах офлайн и онлайн). Кроме этого, для организации игры ведущему не требуются специальные знания, так как сценарий содержит достаточно информации для проведения игры по предложенной тематике.
Библиотечных специалистов, работающих с подростками, может заинтересовать ежегодный конкурс ученических исследовательских и творческих работ «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев», направленный на формирование привычки выделять в повседневной жизни события и решения экономического свойства и оценивать их возможные последствия.
Действительно, художественная литература предлагает обширный материал для формирования навыков ответственного финансового поведения, а финансовая тема даёт основание детям воспринимать происходящее в книгах как нечто близкое если не по времени, то по обстоятельствам. Герои книг так же озабочены вопросами материального благосостояния: сосредоточенно копят или бездумно тратят деньги, удачно вкладывают средства или ввязываются в сомнительные финансовые предприятия, обрастают долгами или ищут способы достойного заработка, вынуждены принимать решения и нести за них ответственность. Их поступки могут послужить положительным или отрицательным примером, а анализ их экономического поведения может дать подсказку для сегодняшнего дня. Таким образом, с помощью литературы школьники обучаются финансовой грамотности, а обращение к финансовой грамотности актуализирует интерес к художественной литературе.
За годы проведения конкурса накоплен большой объем различных вспомогательных материалов, которые могут быть полезны при проведении занятий или организации мероприятий по финансовой грамотности.
Также на сайте представлены викторины «Права собственности в романе А. С. Пушкина „Дубровский“», «Буратино и его золотой ключик», «Финансы в сказках А. С. Пушкина» и др., с помощью которых можно не только проверить свои знания произведений русской литературы, но и обратить внимание на финансовые и экономические аспекты, многие из которых нередко выпадают из поля зрения читателя.
По заказу Министерства финансов РФ в рамках реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» были подготовлены вспомогательные видеоматериалы.
Учащимся 5-11-х классов адресованы три учебных игровых сериала, герои которых — ровесники потенциальных зрителей, — попадая в различные непростые ситуации, демонстрируют примеры ошибочного и разумного финансового поведения. Для каждой серии разработаны методические рекомендации по проведению занятий. Для дошкольников и младших школьников сняты новые мультфильмы с любимыми героями — смешариками.
Все предлагаемые материалы носят рекомендательный характер, могут использоваться частично, модифицироваться библиотекарем для мероприятий, исходя из собственного опыта и с учётом возрастных особенностей, уровня подготовки и интересов юных читателей.