Младенческое чтение: советы молодым родителям
Рекомендации для мам, пап и библиотекарей.
Молодые родители часто задаются вопросом: в каком возрасте начинать читать вслух своему ребёнку? Кратко ответить на это можно так: при желании лучше всего сделать «прививку чтения» максимально рано. Новорождённый, конечно, ещё не поймёт смысла прочитанного, но прекрасно различит интонации, ритм и эмоциональное состояние взрослого в процессе чтения. Так что, если родители читают с удовольствием, то и у ребенка на эмоциональном уровне начнёт формироваться положительное отношение к чтению.
Чем старше ребёнок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги, а задача специалиста по детскому чтению — сориентировать родителей и помочь им в выборе.
Стадия младенчества — ступень развития от рождения до одного года, когда ребёнок ещё не способен к самостоятельной деятельности, а его потребности в большей мере физиологичны. Этот возраст известный библиограф и методист И. Н. Тимофеева назвала «докнижным».
В это время младенец ещё в большей степени изолирован от внешнего мира и контактирует с ним в основном посредством духовного общения со своей матерью. В этот период младенец особенно восприимчив к звукам, и поэтому его начальное познавание окружающего мира активно происходит через материнскую речь, её интонационную и ритмическую наполненность. Все эти нюансы человеческой речи объединяют в себе произведения пестового фольклора: потешки, пестушки (от слова «пестовать», то есть «нянчить», «холить»), прибаутки, приговоры, которые можно рекомендовать молодым мамам как самые первые шаги в приобщении ребенка к чтению. Эти короткие стихотворные приговоры могут сопровождать младенца во время купания, гуляния, игры, в моменты пробуждения и засыпания. Например, когда ребенок просыпается, мама его поглаживает и приласкивает, приговаривая такой стихотворный напев:
Потягушки-порастушки:
В рученьки — хватушки,
В ноженьки — ходушки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок!
Особенное значение для малыша до года имеет колыбельная песня, являющаяся для него связующей нитью с самым главным для него человеком — матерью, его защитницей и кормилицей. Колыбельная песня всегда была проверенным средством успокоения ребёнка перед сном, создания для него атмосферы спокойствия и уюта. Кроме того, велико влияние этого вида лирического фольклора на развитие детской речи и мышления. В фонде любой детской библиотеки имеются сборники «тихих» стихов, которые можно подобрать молодым родителям для домашнего детского чтения. Это народные колыбельные в обработке известных детских писателей, специалистов по фольклору — К. Чуковского, Н. Колпаковой, Г. Науменко, О. Капица; колыбельные песни русских поэтов — М. Лермонтова, Саши Чёрного, А. Майкова, А. Блока, В. Брюсова, А. Боровиковского; современных писателей — М. Яснова, Е. Благининой и др.
Чтение должно быть негромким, ритмичным и неспешным. Можно посоветовать сочетать текст колыбельной с несложным интонированием, состоящим из нескольких звуков. Известно, что за восприятие музыки и речи у младенцев отвечают одни и те же отделы мозга. А значит, пение, наряду с чтением, занимает важное место в развитии ребенка.
Разнообразить известные колыбельные песни можно с использованием различных приёмов. Например, на мотив песни И. Дунаевского «Ой, цветет калина...» можно петь удивительно красивую колыбельную с народно-поэтическими образами: «Люли-люли-люленьки! Где вы, где вы, гуленьки?...». Или мама, используя какие-то сюжеты, образы из книжек своего детства, песен поёт и декламирует малышу, переиначивая слова, а иногда и сюжет колыбельной, подставляя имя своей малютки.
Как вы думаете, почему малыш может громко заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и так же быстро успокоиться, если ему предложат другой? Или обрадоваться новой игрушке, но сразу же бросить на пол, совершенно не боясь ее сломать? Это объясняется своеобразием сознания на стадии младенчества, суть которого заключается в простом алгоритме: увидел — сделал. Младенец ещё не может думать или вспоминать, поэтому он действует сиюминутно, с предметами, которые может увидеть и взять в руки. Поэтому в раннем возрасте ребёнок активно осваивает разнообразные действия с предметами. Например: схватывание и удержание в руках погремушки, постукивание и размахивание ею и другие несложные манипуляции. При этом младенцы не различают предметы по их назначению. Но уже в 10–12 месяцев дети начинают игры-подражания с соответствующими игрушками — пытаются «кормить с ложечки» кукол и «измерять» им «температуру», «разгружать» песок при помощи игрушечного самосвала и т. д.
Начиная с 9-10 месяцев, можно рекомендовать родителям начинать привлекать внимание ребёнка к книге визуально — при помощи яркого иллюстративного ряда. Самым маленьким книга нужна для рассматривания предметов, животных, растений и т. п., поэтому 80 процентов страницы должна занимать картинка, а подписи под иллюстрациями — состоять из двух-трёх слов. Книжки для младенцев должны иметь особые, мягкие на ощупь обложки — тактильные ощущения очень важны для ребёнка «нежного возраста».
Этим требованиям соответствуют книжки-картинки, книжки-элерманы (книжки-картонки), книжки-панорамы и книжки-игрушки. Малыш пока не знает, как обращаться с новой для него игрушкой — книгой. Он может поступать с ней так же, как и с любой другой — облизывать, бессмысленно переворачивать странички или даже сделать попытку разорвать. Но если взрослый будет рассматривать книжку вместе с ним и при этом проговаривать текст, то скоро становится заметно, что кроха легко узнаёт знакомые предметы и даже пытается их «назвать» («би-би»- «машина», «ав-ав» — «собака» и пр.).
В 11 месяцев ребёнок начинает проявлять интерес к значению слов. Примерно в это же время рекомендуется начинать читать ребёнку коротенькие стихи А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, М. Яснова, В. Лунина. Круг чтения ребёнка первого года жизни немыслим без русской народной сказки. Сложенные ещё в глубокой древности, сказки учитывают психологию младенца. Сюжет в сказках строится на обращении одного сюжета — к следующему, похожему на предыдущий. Таковы известные всем «Теремок», «Репка», «Лиса и заяц» («Заюшкина избушка»), «Колобок».
К чтению книг с крупными картинками можно добавлять жесты. Демонстрация характерных движений в соединении со словами будет формировать у ребёнка новые понятия — как летает птичка, плавает рыбка, клюют зернышки цыплята и т. д. Малыши легко запоминают эти действия и затем охотно повторяют.
Помимо индивидуального консультирования важно организовать в стенах детской библиотеки проведение специальных практических занятий для родителей детей от рождения до трёх лет. Такие занятия могут иметь форму семейных клубов молодых родителей, или же тематических собраний-семинаров по отдельным направлениям. На такие встречи приглашаются, как правило, профессионалы в области детской психологии и психологии детского чтения, проводятся обзоры литературы для малышей. Родителей заблаговременно оповещают о времени проведения следующего мероприятия и его содержании в индивидуальном порядке. Это можно сделать при очередном посещении библиотеки, либо по предварительной договоренности через социальные сети или по электронной почте.
Не менее важно вести просветительскую деятельность о пользе раннего приобщения детей к чтению и вне стен библиотеки, так как далеко не всегда молодые родители осведомлены о работе детских библиотек в этом направлении. Организация мобильных мини-экспозиций на территории торговых центров, центров развития ребенка, в поликлиниках и парках даёт широкие возможности выхода на новую целевую аудиторию и может стать основой для одного из библиотечных проектов по продвижению чтения и формированию культуры семейного чтения.
Внесёт разнообразие в композицию выставки один из видов библиотечной видеорекламы — мотивирующий видеоролик о пользе чтения или слайд-фильм с рассказом о вашей библиотеке. Это будет являться дополнительным стимулом к привлечению в детскую библиотеку как можно большего количества пользователей. Такие видеосюжеты можно смонтировать из уже имеющихся в архиве видеофрагментов, фотодокументов из жизни библиотеки, или создать новый ролик с участием юных читателей и родителей, желающих выступить в качестве актёров. Реплики должны быть краткие по количеству слов, но ёмкие по содержанию. В ролике обязательно должен присутствовать «ай-стоппер» — элемент, останавливающий взгляд. Его главное назначение — захватить и удержать внимание проходящего мимо человека, заставив его остановиться перед библиотечной выставкой. Среди таких элементов может быть яркое цветовое пятно, необычная композиция, забавные изображения животных и т. д.
В целом ролик должен создавать у потенциальных пользователей позитивный имидж чтения. Видеореклама должна вызывать такие ассоциации, что «ИМЕННО ЭТА БИБЛИОТЕКА находится НЕДАЛЕКО ОТ ДОМА и ЯВЛЯЕТСЯ тем УЮТНЫМ УГОЛКОМ, куда можно отправиться ВСЕЙ СЕМЬЕЙ, ПОВЕСЕЛИТЬСЯ, ВСТРЕТИТЬСЯ с другими семьями и ПОСЕТИТЬ программы, МАСТЕР-КЛАССЫ и конечно, ПОИГРАТЬ И ПОЧИТАТЬ ВМЕСТЕ со своими ДЕТЬМИ!».
Не лишним окажется придуманный заранее яркий, бросающийся в глаза слоган, который отразит индивидуальность и неповторимый образ вашей библиотеки. На такой выездной площадке обязательно присутствует печатная рекламная продукция. Листовки, афиши, буклеты и проспекты с краткими рекомендациями по вопросам семейного чтения распространяют в качестве раздаточного материала посетителям выставки.
Использованная литература
Дошкольники и семейное чтение в библиотеке: «Руководство ИФЛА по обслуживанию детей до трёх лет» с комментариями и примерами / пер. с англ. О. Андреевой. — Москва: Чистые пруды, 2008. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе». Выпуск 24).
Тихомирова И. И. Ступени возраста — ступени развития / И. И. Тихомирова // Семейное чтение. — 2010. — № 1. — С. 11–20.
Тихомирова И. Читающая мама — читающий ребёнок / И. Тихомирова // Библиотечное дело. — 2019. — № 9. — С. 27–30.