Библиотечная работа по популяризации научно-познавательной литературы среди детей 7–11 лет

Библиотечная работа по популяризации научно-познавательной литературы  среди детей 7–11 лет
Кратко

Когда ребёнок идёт в школу, основной вид его деятельности меняется с игровой на учебную. Но переход осуществляется не сразу. Он продолжается на протяжении всего времени обучения школьника. В начальных классах процесс только начинается.

В чём особенность современных детей?

Под влиянием учебной деятельности мышление ребёнка начинает меняться от предметного к абстрактно-логическому и словесно-логическому.

При этом отличительной чертой современных детей является клиповое мышление. Это обусловлено широкой доступностью смартфонов, планшетов и других девайсов, и появлению зависимости от них.

Клиповое мышление, с одной стороны, негативно влияет на восприятие и анализ информации, развитие воображения, концентрацию внимания ребёнка, с другой — формирует способность к многозадачности и высокую скорость реакции, адаптированность к цифровой среде. Надо понимать, что появление у детей клипового мышления — это особенность современного этапа эволюции человека.

К тому же, нередко взрослые перестают читать вслух, считая первоклассника подготовленным к самостоятельному знакомству с литературой. При этом большинство детей только учатся читать по слогам. Самостоятельное чтение представляет для них сложную задачу.

Какие книги читать в начальной школе?

В начальной школе развиваются и закрепляются навыки самостоятельного чтения, расширяется кругозор ребёнка, поэтому необходимо обеспечить маленького ученика базовыми знаниями, которые будут полезны на уроках в классе.

Тексты научно-популярных изданий для этого возраста становятся более сложными, чем тексты в книжках для дошкольников, где внимание ребёнка сосредоточено в большей степени на привлекательном визуальном ряде: на крупных и ярких иллюстрациях, различных игровых элементах (панорамах, окошках, дополненной реальности и пр.).

 Информация, излагаемая в научно-познавательной книге для детей младшего школьного возраста, должна объяснять причинно-следственные связи, говорить о сложных явлениях, но простым и доступным языком.

В настоящее время российский рынок предлагает огромный выбор качественно сделанных научно-познавательных изданий для детей младшего школьного возраста.

Это, например, серии «Моя большая книга-трансформер», «Моя первая книга обо всём на свете» и «Первые книжки о науке» от «Аванты». Такие интерактивные издания с раскладывающимися страницами, как «Динозавры», «Космос», «Тело человека», предназначены для младшего школьного возраста . Они подходят для первого знакомства с научными темами, пробуждая интерес к познанию окружающего мира.

Специально для детей 6–10 лет и их родителей издательством «Феникс» выпущена серия книг «Открывая науку». Она хороша для первого знакомства ребёнка с физикой, химией, ботаникой, географией.

В небольших по объёму книгах издательства «Настя и Никита» рассказывается об истории и географии нашей страны («История шифров» Виктории Журавлёвой, «Арктика. Ледяная шапка Земли» Хельги Патаки), а также о биографиях наших великих соотечественников («Кулибин. Главный механикус России» Марины Улыбышевой). Интересны детские книги знаменитого путешественника Фёдора Конюхова — «Как я стал путешественником» и др.

Заслуживают внимание работы издательства «Пешком в историю». Замечательно иллюстрированные, с картинками, планами и фотографиями, они дают возможность не только побывать в первобытном обществе и в Древнем мире, но и погрузиться в тайны биологии и микробиологии («Поразительные паразиты» Алёны Васнецовой, «Тайная война микробов» Флоранс Пино).

Научпоп из серии «Книги своими руками» издательства «КомпасГид» не только рассказывают юным читателям об истории появления первых книг, но и содержат инструкции по созданию, например, берестяной грамоты, книг из бамбука или из пальмовых листьев, являясь готовыми пособиями для работы в детской мастерской.

В портфеле единственного в России книжного издательства, специализирующегося на выпуске документальной, художественной и научно-популярной литературы об Арктике и Антарктике, — «Паулсен», есть познавательные иллюстрированные издания для детей о жизни великих путешественников и знаменитых экспедиций. Выпущенные как отдельно, так и в рамках серий.

Работа с познавательными детскими книгами в библиотеке

На основе научно-познавательных книг можно вести библиотечную работу с детьми младшего школьного возраста, разрабатывая как отдельные мероприятия, так и циклы мероприятий, программы.

Программа «Ловцы науки»

Для учащихся 1–4 классов

Цель — сформировать интерес к исследовательской, проектной и творческой деятельности через проведение интерактивных уроков прикладной науки.

Занятие состоит из двух частей:

  • теоретической, где дети получают новые знания в адаптированной для их возраста форме при помощи научно-популярной литературы;
  • экспериментальной, где участники проверяют научные факты с помощью опытов или используют книги из фонда библиотеки с описанием различных экспериментов.

Основными разделами программы могут стать следующие: «Об атоме — детям», «Как устроен человек?», «Космос», «Изобретения и изобретатели», «Современные достижения науки и техники», «Необычные свойства обычных вещей», «Техника» и прочие.

Привлечение к чтению познавательной литературы и поддержка научной и творческой активности детей могут осуществляться и через проведение конкурсов и заочных викторин.

Конкурс научно-познавательных проектов

Цель — популяризация научных знаний и продвижение научно-познавательной литературы.

Для участия детям необходимо подготовить видеопрезентации, которые будут оцениваться в двух номинациях: «Теоретики» и «Практики».

«Теоретики» должны дать развёрнутый ответ на поставленный проблемный вопрос. Изучив соответствующую теме литературу, ребята представляют проекты, например: «Почему комары кусаются?», «Как рождается снежинка?», «Что такое туман?», «Как появляется ветер?».

«Практики» в ходе эксперимента доказывают то или иное утверждение. Например, «Почему апельсин не тонет?», «Можно ли получить электрическую энергию дома?», «Могут ли чернила исчезнуть?». Победители представляют свои проекты в рамках церемонии награждения, а их работы затем можно использовать при проведении познавательных мероприятий.

Заочная викторина

Может быть приурочена к какой-то научной или экологической дате. Ежемесячно библиотекарями выбирается тема, по которой отбирается литература и составляются вопросы, подготовка ответов на которые требует прочтения познавательных книг из фонда библиотеки. Например, ко Дню российской науки проводится викторина «Научная мозаика», а ко Дню белого медведя — «Могучий хозяин Арктики».

Квест

Формат квеста широко используется в библиотечной практике и прекрасно подходит для популяризации науки среди учащихся начальных классов.

Научно-познавательный квест может быть направлен на развитие интереса к различным научным дисциплинам и решение проблемных ситуаций. Это игра-бродилка, где на каждой станции нужно выполнять задания. Для погружения участников в научно-познавательную тематику желательно чередовать теоретические задания (интеллектуальные, логические) и практические (игры, опыты).

Квест «В мире животных». Для станции «Кто здесь был?» нужно вырезать из бумаги следы разных представителей животного мира и предложить участникам угадать, кому принадлежит каждый след.

На станции «Кто поёт?» необходимо включить запись голосов животных и попросить детей угадать их.

На станции «Кого приручили?» библиотекарь цитирует известную фразу из «Маленького принца»: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил», затем просит детей нарисовать своих домашних любимцев. Если у ребёнка животных нет, он может нарисовать того, кого хотел бы завести.

Для станции «Кто где живёт?» необходимо распечатать картинки зверей и изображения ареалов их обитания (лес, пустыня, море и др.), затем предложить детям сопоставить животных с местом жительства.

В квест можно привнести детективную составляющую, добавив станции, на которых для выполнения задания требуется найти ответ в фонде библиотеки. Это может быть отраслевая и художественная литература, не только книги, но и периодические издания.

Квест «Чудеса науки». Каждая станция соответствует той или иной науке: химия, физика и др. На каждом из них проводятся эксперименты.

Например, на станции «Физика» вместе с детьми проводится опыт: в прозрачный стакан с водой опускается плотная бумага, на которой нарисованы две стрелки. При полном погружении обе стрелки поменяют своё направление — возникает оптическая иллюзия, связанная с преломлением света. Если бумагу опустить только наполовину, то одна стрелка, находящаяся в воде, изменит направление, а вторая (над водой) останется на месте.

После выполнения каждого из заданий квеста участники сканируют QR-код, в котором закодировано слово из фразы, название следующего этапа и другие метки. Чтобы получить код слова финальной фразы, необходимо выполнить задание. Конверт с заданием и лист с кодом находится у библиотекаря. В конце квеста участникам необходимо собрать фразу из полученных слов.

Научно-познавательная конкурсная программа

Это форма мероприятия, основанная на последовательности конкурсов. Включает в себя проведение опытов и тестов. Выявление победителя здесь не является главной целью. Важно пробудить в участниках интерес к науке вообще и к научно-популярной литературе в частности при помощи познавательно-развлекательных игр с элементами соревнования.

Театрализованная программа с химическими опытами

Эта форма создана на стыке науки и искусства. Она позволяет познакомить зрителей с химией с помощью сказочных персонажей и занимательных опытов. Дети вместе с героями ищут, к примеру, уникальный исследовательский прибор. Отгадывают загадки, решают логические задачи, с библиотекарем проводят простые химические опыты.

Важной частью библиотечной деятельности по поддержке интереса к научным знаниям у учащихся младших классов является приобщение детей к чтению современных журналов, продолжающих традиции детской научно-популярной литературы. Для работы с научно-познавательными журналами с детьми младшего школьного возраста можно использовать следующие приёмы:

  • Рассказ библиотекаря или заранее подготовленных учащихся с целью актуализации знаний учащихся.
  • Комментированное чтение заметок, очерков, статей, рассказов.
  • Вопросы библиотекаря и выборочное чтение учащихся.
  • Коллективное разъяснение отдельных моментов или фрагментов прочитанного текста.
  • Деление текста на части (под руководством, в паре, группе).
  • Подготовка графического или словесного плана статьи, рассказа.
  • Комментированная демонстрация иллюстраций к тексту.
  • Подготовка собственных иллюстраций к тексту.
  • Разгадывание загадок, кроссвордов, викторин, ребусов, шарад по теме занятия.

Использованные источники

Библиокопилка. Полезная и актуальная информация для библиотекарей: группа в социальной сети «ВКонтакте».— Электронный ресурс // URL: https://vk.com/@-220423121-vovlechenie-detei-v-chtenie-nauchno-poznavatelnoi-literatury— (дата обращения: 21.01.2025).— Текст: электронный.

Всероссийский фестиваль НАУКА 0+.— Электронный ресурс // URL: https://festivalnauki.ru/— (дата обращения: 21.01.2025).— Текст: электронный.

Издательство «Паулсен».— Электронный ресурс // URL: https://paulsen.ru/— (дата обращения: 21.01.2025).— Текст: электронный.

Как вырастить читателя : психолого-педагогические основы работы библиотекаря / Е. А. Колосова, Н. Г. Малахова, Е. В. Хорошавина ; под. общ. и науч. ред. А. В. Березиной.— Москва : Библиомир, 2022.— 192 с.

Кунафина В. В лаборатории профессора Всезнайкина // В. Кунафина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.— 2019.— № 10.— С. 29-31.

Научпоп для малышей и подростков. Как выбрать правильную книгу?— Электронный ресурс // URL: https://www.labirint.ru/child-now/nauchpop-detyam/— (дата обращения: 21.01.2025).— Текст: электронный.

Пагудина Н., Шмотова А. Солнце в проводах / Н. Пагудина, А. Шмотова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.— 2022.— № 1.— С. 42-45.