О развитии читательской грамотности у первоклашек
Иногда происходит так, что родители уделяют мало внимания чтению своего ребёнка в дошкольный период его жизни. Наступает долгожданный момент поступления в школу, и выясняется, что читательский уровень первоклассников неоднороден. Одни читают бегло, другие читают с трудом и без особого интереса. Некоторые дети не умеют читать вовсе. При этом всем родителям хочется успешной учёбы своего ребёнка в школе. Что делать в такой ситуации? Нагонять упущенное время и работать на достижение результата в тесном сотрудничестве библиотеки, семьи и школы.
Прежде всего, необходимо разработать совместный с родителями план действий, или индивидуальную «дорожную карту» первоклассника. Карта рассчитана на один учебный год. Сначала в «дорожной карте» указываются цели, которые должны быть достигнуты к окончанию года. Для детей с разной подготовкой они будут разные. После определения целей разрабатывается ряд решений (действий), способствующих продвижению к намеченным целям.
Дети умеют читать
Цели (к концу года)
- Достичь беглого, осознанного прочтения художественного произведения.
- Расширить кругозор через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
- Привлечь всех членов семьи к совместному чтению.
- Создать портфолио, еженедельно пополняющееся впечатлениями от прочитанного: рисунками, краткими отзывами, текстами с продолжением или вновь созданными сказками и рассказами.
Решения для родителей (в течение года)
- Познакомиться с новинками детской литературы.
- Почитать литературу для родителей по детскому и семейному чтению.
- Обратиться в библиотеку за рекомендательным списком литературы.
- Ежедневные чтения вслух перед сном по 15 минут.
- Еженедельный литературный семейный час: совместное рисование, викторины, инсценировки, придумывание сказок, чтение по ролям, обсуждение прочитанного.
- Вести дневник прочитанных всей семьёй книг.
- Регулярно использовать при чтении толковый словарь русского языка для совместного поиска непонятных слов.
- Совместное чтение любимых книг из своего детства со своими детьми, обмен мнениями.
- Приобщать детей к самостоятельному поиску ответов на вопросы в книгах.
- Знакомиться с биографией писателей, книги которых планируется прочитать с детьми.
- Посещать мероприятия в библиотеке.
Дети не умеют (или не хотят) читать
Цели (к концу года)
- Достичь правильного чтения целыми словами.
- Сформировать устойчивое желание читать доступную возрасту литературу.
- Сформировать способность к всестороннему восприятию литературного текста.
- Развивать речевые навыки через пересказ произведения.
- Развивать творческие способности через изображение любимых персонажей на рисунке.
Решения для родителей (в течение года)
- Ежедневно читать ребёнку перед сном.
- Вместе с ребёнком читать не менее 10 минут в день.
- Получить в библиотеке рекомендацию по книгам, с которых лучше начать чтение для пробуждения интереса у ребёнка.
- Совместно посещать библиотеку.
- Вместе посещать книжные магазины.
- Выписать детский журнал.
- Объяснять ребёнку непонятные для него слова в тексте.
- Обсуждать прочитанное.
- Вести вместе с ребёнком читательский дневник.
- Рисовать вместе с ребёнком героев прочитанных произведений, устраивать дома выставки созданных рисунков.
Эти варианты «дорожной карты» включают в себя начальную ступень развития читательской грамотности первоклассника. На следующий и последующие годы обучения цели и задачи в «дорожной карте» обновляются и усложняются по мере повышения читательской компетентности и функциональной грамотности школьников.
Литература
Поздеева С. Н. Проект «Шесть шагов к семейному чтению» : организация эффективного взаимодействия родителей, школьников и педагогов / С. Н. Поздеева, Е. В. Ворончихина // Школьная библиотека. — 2020. — № 3. — С. 30-39.
Харланова Е. М. Дорожная карта для семьи и школы, или Вместе весело шагать… / Е. М. Харланова // Школьная библиотека. — 2021. - № 1. — С. 30-32.