О развитии читательской грамотности у первоклашек

О развитии читательской грамотности у первоклашек

Иногда происходит так, что родители уделяют мало внимания чтению своего ребёнка в дошкольный период его жизни. Наступает долгожданный момент поступления в школу, и выясняется, что читательский уровень первоклассников неоднороден. Одни читают бегло, другие читают с трудом и без особого интереса. Некоторые дети не умеют читать вовсе. При этом всем родителям хочется успешной учёбы своего ребёнка в школе. Что делать в такой ситуации? Нагонять упущенное время и работать на достижение результата в тесном сотрудничестве библиотеки, семьи и школы.

Прежде всего, необходимо разработать совместный с родителями план действий, или индивидуальную «дорожную карту» первоклассника. Карта рассчитана на один учебный год. Сначала в «дорожной карте» указываются цели, которые должны быть достигнуты к окончанию года. Для детей с разной подготовкой они будут разные. После определения целей разрабатывается ряд решений (действий), способствующих продвижению к намеченным целям.

Дети умеют читать

Цели (к концу года)

  • Достичь беглого, осознанного прочтения художественного произведения.
  • Расширить кругозор через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
  • Привлечь всех членов семьи к совместному чтению.
  • Создать портфолио, еженедельно пополняющееся впечатлениями от прочитанного: рисунками, краткими отзывами, текстами с продолжением или вновь созданными сказками и рассказами.

Решения для родителей (в течение года)

  • Познакомиться с новинками детской литературы.
  • Почитать литературу для родителей по детскому и семейному чтению.
  • Обратиться в библиотеку за рекомендательным списком литературы.
  • Ежедневные чтения вслух перед сном по 15 минут.
  • Еженедельный литературный семейный час: совместное рисование, викторины, инсценировки, придумывание сказок, чтение по ролям, обсуждение прочитанного.
  • Вести дневник прочитанных всей семьёй книг.
  • Регулярно использовать при чтении толковый словарь русского языка для совместного поиска непонятных слов.
  • Совместное чтение любимых книг из своего детства со своими детьми, обмен мнениями.
  • Приобщать детей к самостоятельному поиску ответов на вопросы в книгах.
  • Знакомиться с биографией писателей, книги которых планируется прочитать с детьми.
  • Посещать мероприятия в библиотеке.

Дети не умеют (или не хотят) читать

Цели (к концу года)

  • Достичь правильного чтения целыми словами.
  • Сформировать устойчивое желание читать доступную возрасту литературу.
  • Сформировать способность к всестороннему восприятию литературного текста.
  • Развивать речевые навыки через пересказ произведения.
  • Развивать творческие способности через изображение любимых персонажей на рисунке.

Решения для родителей (в течение года)

  • Ежедневно читать ребёнку перед сном.
  • Вместе с ребёнком читать не менее 10 минут в день.
  • Получить в библиотеке рекомендацию по книгам, с которых лучше начать чтение для пробуждения интереса у ребёнка.
  • Совместно посещать библиотеку.
  • Вместе посещать книжные магазины.
  • Выписать детский журнал.
  • Объяснять ребёнку непонятные для него слова в тексте.
  • Обсуждать прочитанное.
  • Вести вместе с ребёнком читательский дневник.
  • Рисовать вместе с ребёнком героев прочитанных произведений, устраивать дома выставки созданных рисунков.

Эти варианты «дорожной карты» включают в себя начальную ступень развития читательской грамотности первоклассника. На следующий и последующие годы обучения цели и задачи в «дорожной карте» обновляются и усложняются по мере повышения читательской компетентности и функциональной грамотности школьников.

Литература

Поздеева С. Н. Проект «Шесть шагов к семейному чтению» : организация эффективного взаимодействия родителей, школьников и педагогов / С. Н. Поздеева, Е. В. Ворончихина // Школьная библиотека. — 2020. — № 3. — С. 30-39.

Харланова Е. М. Дорожная карта для семьи и школы, или Вместе весело шагать… / Е. М. Харланова // Школьная библиотека. — 2021. - № 1. — С. 30-32.