Воспитание грамотного читателя: шаги по приобщению к чтению. Часть вторая
Первая часть статьи «Воспитание грамотного читателя…» была посвящена приёмам интерактивного чтения. Во второй будет представлен опыт реализации программ, способствующих возвращению забытой семейной традиции чтения вслух детям-дошколятам.
Программа по приобщению дошкольников к чтению «Маленький Читайка»
«Маленький Читайка» — авторская программа по приобщению дошкольников к чтению, разработанная Сахалинской областной детской библиотекой, была направлена на возрождение традиций семейного чтения, приобщение дошкольников к чтению, укрепление и развитие взаимоотношений в молодых семьях, имеющих детей-дошкольников, через создание комфортной среды общения в стенах библиотеки — Зала семейного чтения. В 2017 году программа заняла 2-е место в номинации «Читаем с дошкольниками» во II Всероссийском конкурсе авторских программ по приобщению детей к чтению (проводился РГДБ при поддержке Министерства культуры РФ).
Программа основана на принципах программы Елены Кузьменковой «Воспитание будущего читателя (литературно-художественное развитие детей 3–5 лет)». Занятия проводятся по воскресеньям с группами детей по 7–10 человек и их родителями.
Первая часть занятия — литературная, где происходит знакомство с книгой, осмысление содержания текста, устанавливаются взаимосвязи между героями, их поступками. Библиотекари помогают детям запомнить последовательность действий, определить средства выразительности, попутно обогатить словарный запас и вызвать у них эмоциональный отклик, отношение к героям и событиям. Методика знакомства с произведением состоит из нескольких этапов. Придумываются приёмы, подводящие к тексту. Среди таковых могут быть вступительная беседа, обращение к опыту детей, рассматривание обложки книги; игровой или сюрпризный момент; литературная викторина по знакомым произведениям; показ портрета автора и рассказ о нём; сообщение библиотекаря о предстоящем чтении.
Следующий этап — работа с текстом. Она включает в себя чтение текста и беседу о прослушанном с последующими вопросами о понимании сюжета (о ком, чём, про кого, зачем и что будет); вопросами на установление логической последовательности; вопросами на интонационную выразительность.
Далее следует рассматривание иллюстраций, которые подбираются, исходя из художественной ценности и целесообразности обсуждения какого-либо поступка или действия персонажа. Внимание малышей сосредотачивается на деталях иллюстрации, цветах, особенностях изображения; уделяется внимание картинам природы, внешнему виду героя, его характеру и настроению; соединяются наглядное и словесное изображение игрушки, пейзажа, животных и т. д.
Для чтения выбирается небольшое по объёму произведение с динамичным сюжетом, повторами, которое малыши внимательнее будут слушать и лучше запомнят текст.
Вторая часть занятия — творческая: рисование, разные техники аппликации, валяния. Образы, созданные детьми в результате работы с текстом, они воплощают в творчестве. В эту же часть занятия входит физкультминутка (динамическая пауза) и настольные игры.
Программа занятий включает в себя различные тематические направления. Среди них можно назвать: «Малые фольклорные формы», «Сказки о животных», «Сказки в стихах», «Современные отечественные писатели — детям», «Современные зарубежные писатели — детям», «Сказки и картинки», «Познавательное чтение».
В конце занятия одному малышу торжественно вручается на неделю переходящий из семьи в семью рюкзачок с набором иллюстрированных детских книг для совместного с родителями чтения и с мягкой игрушкой. Это способствует чтению в домашней обстановке и, в целом, возрождению традиции семейного чтения.
Двухлетний опыт работы по программе показал положительную динамику в развитии у малышей интереса к книге, адаптации среди сверстников, а также появление дружеских взаимоотношений среди молодых семей — участников занятий.
Практика «Через игру — к чтению»
Ряд интересных практик по продвижению чтения среди детей дошкольного и младшего школьного возраста было представлено в сборнике «Атлас практик организации детского и семейного чтения в Российской Федерации». Одна из них, практика «Через игру — к чтению» (автор Е. А. Довгая, методист дошкольного корпуса «Берёзка» г. Майского), ориентирована на детей старшего дошкольного возраста и их родителей. За основу взято использование художественной литературы как средства воспитания детей при участии в традиционных фольклорных играх и праздниках.
В системе работы разработчики выделили несколько направлений деятельности с фольклором, в частности, с русской народной сказкой: совместная и индивидуальная работа, занятия по ознакомлению с художественной литературой и собственно фольклорные праздники. В процессе реализации практики используются следующие традиционные методы и приёмы: загадывание и отгадывание загадок; чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек; придумывание определений к заданному слову; конструирование слов, словосочетаний и предложений; рассказывание сказки; пересказ сказки с использованием плоскостного театра; творческие задания по содержанию сказок; придумывание сказки на заданную тему; драматизация сказок. Также применяются новые подходы и методы:
- Знакомые герои в новых обстоятельствах (герои попадают в фантастические ситуации или не характерные для них).
- Истории из известных стихов, загадок, считалок, пословиц (дети передают своими словами содержание знакомого произведения, дополняют его).
- Экстремальные ситуации в знакомых сказках и рассказах (взрослые придумывают сложные ситуации для героя, а дети учатся находить выход из этих обстоятельств).
- Сказки из мусора (сказочные истории создаются на основе разных вещей: пластиковых трубочек, стаканчиков, палочек, стружки и т. п.).
- Истории о бытовых предметах (предлагается отгадать загадку о предмете — утюге, сковороде и т. д., затем сочинить продолжение сказки о нём).
- Истории из «живых» капель и клякс (сочинение историй на основе кляксографии — после дорисовки клякс можно развить сюжет).
- Экологические сказки, истории о звуках, запахах, временах года (на основе знаний и представлений детей об окружающем мире через сказку формируется отношение детей к природе).
- Коллаж из сказок (придумывание нового сюжета с участием знакомых героев, используя кукольный театр, театр картинок, театр игрушек, книжные иллюстрации).
- Истории и сказки по-новому (детям предлагается наделить главных героев знакомой сказки противоположными качествами).
Использованная литература
Самойлова И. Г. «Маленький Читайка»: авторская программа по приобщению дошкольников к чтению / И. Г. Самойлова // Школьная библиотека. — 2018. — № 1. — С. 43–48.
«Через игру — к чтению» (Кабардино-Балкарская Республика, г. Майский) // Школьная библиотека. — 2022. — № 3. — С. 65–68.