Читатель — учитель, читатель — ученик. Год педагога и наставника в детских библиотеках
Год педагога и наставника в России приурочен к 200-летию со дня рождения писателя, педагога, по праву считающегося основоположником российской научной педагогики, общественного деятеля, автора учебников для начальной школы, рассказов и сказок для детей Константина Дмитриевича Ушинского (1823–1871). Поэтому одна из главных дат объявленного года — 19 февраля, день рождения просветителя.
Среди других календарных дат, тематически связанных с Годом педагога и наставника: 17 января — Международный день наставничества, 4 марта — Международный день числа пи, праздник физиков, математиков и любителей точных наук, 13 марта — день рождения А. С. Макаренко (в 2023 году отмечается 135-летие со дня рождения педагога), 24 мая — День славянской письменности и культуры, 1 сентября — День знаний, 27 сентября — День педагога дошкольного образования, 28 сентября — день рождения педагога В. А. Сухомлинского, 2 октября — День социального педагога, 5 октября — День учителя, 19 октября — Всероссийский день лицеиста.
Многие писатели — классики и наши современники — знали о профессии педагога не понаслышке: кто-то работал учителем на заре своей литературной карьеры, кто-то успешно совмещал педагогическую деятельность с писательством, а кто-то продолжает преподавать и сейчас, черпая в повседневной работе сюжеты для своих произведений для детей.
В рамках проведения Года педагога и наставника в детских библиотеках могут оформляться книжно-иллюстративные выставки различной тематики, на которых представлены произведения писателей-педагогов, художественные произведения о школе и учителях, детском саде и воспитателях и т. д., научно-популярные издания, раскрывающие историю педагогики и наставничества в стране и в мире, учебная литература.
Среди юных читателей востребованы всевозможные мероприятия, направленные на развитие творческой активности: конкурсы эссе, стихотворных поздравлений, рисунков, фоторабот, коллажей и других способов визуализации впечатлений: «Моя воспитательница — супергерой», «Мой первый учитель», «Наставник мой и педагог», «Спасибо, учитель!», «Школа моих возможностей», «Вместе с первого класса», «Лучший в профессии» и т. п.
Мероприятия в рамках Года педагога и наставника. Читательский марафон
Год педагога и наставника — прекрасная возможность расширить социальное партнёрство, использовать новые формы сотрудничества с педагогами, школами, детскими садами, подготовить различные совместные проекты.
В качестве примера долгосрочного совместного проекта библиотекарей, учеников и педагогов можно привести читательский марафон «Читатель — учитель, читатель — ученик» / «Почитаем вместе» / «Любимая книга моего учителя». Суть проекта — в совместном чтении лучших произведений детской литературы. Среди основных задач: привлечение детей и подростков к чтению; знакомство с отечественной и зарубежной детской литературой разных лет; повышение престижа чтения в детско-подростковой среде; развитие творческих способностей.
Реализация проекта проходит в несколько этапов. Первым этапом является подготовка списка литературы для чтения: формируется он путём опроса педагогов, участвующих в проекте, которым предстоит вспомнить свои любимые книги из детства. В итоге должен получиться перечень произведений, отвечающий нескольким требованиям: список не должен быть очень длинным (10–12 позиций), книги должны соответствовать возрасту потенциальных участников, произведения должны быть доступны для чтения на бумажных носителях или в электронном виде.
На протяжении всего читательского марафона школьникам предстоит читать книги, которые когда-то нравились их наставникам, выполнять творческие задания, участвовать в различных мероприятиях: беседах, дискуссиях, обсуждениях, громких чтениях, викторинах, литературно-творческих занятиях в офлайн и онлайн форматах.
Основной этап проекта (собственно, чтение и выполнение различных заданий) можно разделить на несколько подэтапов, выбрав какой-либо объединяющий фактор: читаем любимые книги учителей математики /физики / истории / литературы и т. д.; читаем книги о дружбе, о путешествиях и т. д. Вариантов здесь очень много.
Выполнение творческих конкурсных работ лучше предложить в нескольких номинациях, чтобы каждый ребёнок мог максимально проявить себя и выбрать тот род деятельности, который ему ближе:
- написать отзыв, рецензию на одну из прочитанных книг;
- проиллюстрировать самый запоминающийся момент из произведения;
- снять буктрейлер;
- создать рекламный плакат;
- подготовить презентацию книги, и т. п.
В процессе реализации проекта важна работа различных дискуссионных площадок: в стенах библиотеки, на страницах в соцсетях и в блогах, что позволит всем заинтересованным оперативно получать информацию о ходе марафона, выполнять игровые задания, обсуждать прочитанное в неформальной обстановке.
Завершается марафон литературным праздником — праздником радости чтения и общения, с награждением победителей — если творческие задания предполагали состязательную составляющую, или без, но обязательно с хорошим настроением и желанием читать.
Структура проекта проста и универсальна, что позволяет модифицировать её под читательскую аудиторию любого возраста.
Работу со списками любимых книг педагогов и наставников можно разнообразить. Для подростков было бы интересно не только прочитать то, что предлагает библиотекарь, но и обменяться своими списками с наставниками — учителями, родителями, предложив им те произведения, которые интересны сегодняшним детям. Таким образом, в проект и в чтение будут вовлечены и дети, и взрослые, а в программу марафона будут включены читательские конференции, дискуссии, литературные баттлы и другие мероприятия с участием читателей разных поколений.