Что такое акция? Как превратить её в инструмент работы библиотекаря?
Акция является традиционной формой библиотечных мероприятий. На счету опытных библиотекарей их десятки, на счету практически каждой библиотеки — сотни. Но каков процент работающих акций? То есть тех, которые достигают своей цели. И была ли вообще поставлена цель (не просто озвучена, а именно поставлена)?
Сегодня поговорим о том, что такое акция, как превратить её в инструмент библиотекаря.
Библиотечная акция: особенности
Сначала поговорим о том, что такое акция вообще, о библиотечных акциях, а затем перейдём непосредственно к уличным.
Слово «акция» образовано от лат. actio «действие» (думаю, это и так многие знают).
«Акция — действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели» — такое определение находим у Оксаны Леонидовны Кабачек, научного сотрудника РГДБ.
Библиотечная акция — это массовое мероприятие, главная цель которого — продвижение чтения и привлечение людей в библиотеку.
Есть и другие цели, например, пробуждение у детей и подростков интереса к краеведению и краеведческой литературе, популяризация творчества того или иного писателя и др.
Кроме целей у акции есть и задачи.
Задача — инструмент для достижения цели (а не конечный результат). Например, применение новых форм работы, организация литературного праздника и др.
Эти и другие ключевые моменты прописываются в Положении об акции:
- Общие положения.
- Цели и задачи.
- Порядок и условия участия.
- Место и время проведения акции.
- Контактная информация.
Ряд наших коллег подразделяет акции на 3 вида / типа:
- Протестные («Нет наркотикам!»).
- Благотворительные («Подари книгу»).
- В помощь продвижению чтения («Самый читающий класс»).
Попробуем взглянуть на предложенную классификацию с другой точки зрения.
Продвижение чтения и популяризация библиотеки как интересного творческого пространства — это главная цель всех наших акций, а не вид и не тип акции. Поэтому мы не можем поставить его в один ряд с протестом и благотворительностью.
Не только в момент написания Положения, но и на всех этапах организации акции нужно помнить о целях и анализировать: эта часть акции или это конкретное действие приводит к цели? Или уводит от неё? Или безвредно, но и бесполезно?
У акций есть ряд критериев, которые выбираются в зависимости от поставленных задач.
Повторяемость. Акция может быть:
- разовая;
- ежеквартальная / ежегодная и т.д.;
- повторяемая, но без чёткой периодичности.
По продолжительности:
- краткосрочные (1 час — 1 день);
- долгосрочные (от нескольких дней до нескольких месяцев).
Отдельно нужно сказать о целевой аудитории (ЦА). Нашей ЦА являются дети, то есть люди от 0 до 14 лет. В свою очередь, дети делятся на 3 группы:
- дошкольники;
- ученики начальных классов;
- подростки (11–14 лет).
В идеале акция должна охватывать все возрастные подгруппы (формат мероприятия позволяет), но бывают и акции, направленные на конкретную возрастную группу / конкретные возрастные группы: «Книжка на ладошке» — для дошкольников, «Самый читающий класс» — для школьников младшего и среднего звена и др.
Также именно на этапе организации важно прописать, какой ожидается результат. Иначе как понять, была акция успешной или нет?
Результат может измеряться:
- определённым количеством посещений акции (посетили = узнали о библиотеке и её услугах);
- числом детей и подростков, записавшихся в библиотеку после акции (под впечатлением от мероприятия или потому, что вообще узнал о существовании библиотеки);
- приобретёнными благодаря акции деловыми знакомствами и новыми партнёрами (например, заключение договора сотрудничества с детской музыкальной школой, спонсорство от депутата или кондитерской фабрики и т. д.). Хотя новые партнёры скорее бонус-результат, чем самоцель.
Могут быть и иные критерии: количество учреждений-участников, регионов и т.д. Главное — результат должен быть измеримым и конкретным.
Оценку результатов желательно проводить в несколько этапов: сразу по завершении акции, через неделю / месяц / квартал / год. Это поможет сопоставить моментальный эффект с «накопительным».
Лучше включить в анализируемые результаты и обратную связь от участников и партнёров — в комплексе это поможет не только провести работу над ошибками, но и «усилить» удачные моменты.
Более детально про организацию говорить, думаю, нет смысла. Как и в других библиотечных мероприятиях необходимо наличие сценария, реквизита и оборудования, выбора площадки и т.д.
После того, как будет разработано Положение об акции, нужно написать и разослать пресс-релиз для приглашения участников и партнёров.
Отдельно скажу о двух пунктах организации. Обязательными их назвать нельзя, так как не у каждой библиотеки есть возможность включить их.
Желательно, чтобы были:
- Партнёры. Те, кто может оплатить или предоставить площадку; кто поможет с призами для участников акции — это может быть как финансирование, так и продукт самой компании (именно поэтому ранее я приводила в пример депутата и кондитерскую фабрику). Также возможно партнёры могут помочь с реквизитом, костюмами, оборудованием. Таким образом, партнёры могут быть как «результатом» успешно проведённой акции, так и хорошим подспорьем в её организации. (Само собой, партнёрами могут быть и библиотеки в других районах / регионах, но в данном случае речь не о них.
Пример партнёрства — РГБ, «НЭБ Свет» и «Пятёрочка»: 2023 — «Книги на лето», 2024 — «Книги для летнего чтения» — возможность бесплатно читать онлайн-книги по школьной программе + ещё в приложении или на сайте).
- СМИ. Освещение крупного мероприятия в местных СМИ — хорошая реклама библиотеки. Не у всех есть связь с местными газетами или ТВ-каналами, но это не проблема — можно наладить коммуникацию. Просто позвонить и договориться о встрече с лицом, принимающим решение, или же сразу предложить осветить ваше мероприятие.
На этом этапе у многих возникают сомнения:
— А если откажут?
— Могут и отказать. А если согласятся?
— А зачем им это надо?
— Может и не надо. А может, очень даже надо — например, нужен сюжет для видеоролика / статьи в газете, а новостей как раз совсем нет. А тут бесплатное праздничное детское мероприятие! Хороший инфоповод.
После акции (кроме отчёта) желательно написать пост-релиз и выложить в группу в соц. сети (есть у большинства библиотек — и так все знают).
Если стараться соблюдать все эти условия, акция превратится в надёжный рабочий инструмент.