Квест в библиотеке. Типичные ошибки и способы их устранения

Квест в библиотеке. Типичные ошибки и способы их устранения

1. Отсутствие мотивации/ недостаточная мотивация

Про отсутствие мотивации говорить не будем — если библиотекарь не может даже самому себе ответить на вопрос «Зачем детям приходить на это мероприятие?», об успехе речь не идёт.

Ряд методистов и иных библиотечных работников предлагает в качестве мотивации к участию в мероприятии «нематериальные» поощрения, например:

  • эксклюзивный читательский билет;
  • право первого прочтения книги;
  • участие в следующем мероприятии библиотеки и др.

Возможно, вы вспомните какие-нибудь аналогичные нематериальные бонусы. Есть только одно «но»: всё это будет являться поощрением только для того, кто уже является активным читателем и постоянным посетителем библиотеки. Если предложить в качестве награды нечитающему ребёнку или подростку право первого прочтения книги, какую реакцию это может вызвать? Недоумение, усмешку, равнодушие.

Аналогично и с участием в следующем мероприятии: если нынешнее увлечёт ребёнка, он захочет посетить ещё одно, но сначала надо прийти на первое. Пока нет интереса, второе мероприятие может восприниматься «в нагрузку», а не «в подарок».

Бонусами такие поощрения быть могут, но не как единственный приз.

Материальные же призы напрямую зависят от наличия материальных благ, то есть денег.

Проблема:

В библиотечной бухгалтерии нет такой статьи расходов — «на призы». Поэтому (к сожалению, нередко) библиотекари сами тратятся детям на конфеты.

Решение:

  • Привлечение спонсоров. Это может быть разовая акция (например, при организации крупного мероприятия) или же постоянное сотрудничество.
  • Сладкие (и иные) призы детям покупают сами родители — такая практика уже существует. Получается сотрудничество: библиотека организует досуг, причём бесплатно, а родители предоставляют призы. Большинство родителей итак покупают детям вкусняшки: так лучше пусть ребёнок в библиотеку сходит, пообщается, поиграет, чем будет дома в одиночку те же конфеты есть!

Но и вкусности сами по себе не мотивация, а только её часть: закончатся конфеты, и всё, в библиотеку можно больше не ходить?

Виды нематериальной мотивации на квесте:

  • интрига, стремление первым узнать какую-либо информацию;
  • ограничение во времени;
  • конкуренция.

Сочетание этих видов нематериальной мотивации поможет повысить интерес к квесту. А уже к ним можно добавить другие нематериальные и материальные поощрения.

Ограничение во времени обычно в той или иной степени присутствует при организации любого мероприятия. А вот интрига порой практически отсутствует — каждый узнаёт информацию «в порядке живой очереди», а не стремится быть первым. Просто потому, что зачастую библиотечные квесты не содержат в себе соревновательного момента, из чего вытекает следующая проблема.

2. Отсутствие конкуренции

Конечно, конкуренция не является обязательным условием квеста. Однако её полное отсутствие делает игру более пресной и скучной.

Чаще всего в квесте участвуют две команды (реже — больше). Но отсутствие конкуренции превращает команды-соперники просто в 2 группы детей, не имеющих никакого отношения друг к другу; они играют не вместе, а просто одновременно.

На 2 группы — «команды» — делят, чтобы совсем большой толпой не ходили. Почему не добавляют соревновательный момент? «Это же дети! Они же обидятся и расстроятся, если проиграют!». При этом в различных видах соревнований дети участвуют начиная с возраста детского сада.

Проблема:

Боязнь добавить соревновательный момент в квест, чтобы никого не расстроить и не потерпеть фиаско как организатор.

Решение:

  • Прописать чёткие критерии начисления баллов за каждое задание. У детей обострённое чувство справедливости: им важно знать, что всё честно и понимать, как победить.
  • Конкуренция может быть не основой игры, а дополнительным стимулом: баллы за задания отсутствуют — типичное «станцию прошли — дальше пошли», при этом есть дополнительный приз для самых быстрых, например. Важно, чтобы и в этом случае были объективные критерии поощрения.
  • Даже в самых «плюшевых» условиях дети всё равно начинают соревноваться между собой – нужно грамотно использовать эту особенность, вместо того чтобы всячески избегать.

3. Книга — часть декорации, а не главный инструмент

Большинство библиотечных мероприятий сопровождаются книжной выставкой. Даже на внестационарное в парк мы нет-нет да и приносим хотя бы три книжки (и это если нет возможности принести больше)!

Если использовать аналогию с кино, можно сказать, что книга не играет главную роль в фильме под названием «Библиотечное мероприятие» — она где-то в массовке. Да, детям указывают на книжную выставку, иногда даже небольшую беседу проводят, но всё как-то походя, ведь «главный герой» — квест!

Проблема:

Книги в библиотеке остаются без внимания; квест не способствует достижению одной из главных целей — увеличению книговыдачи и знакомству детей с литературой.

Решение:

Нужно сделать книгу активным участником квеста. «Книги — это артефакты, которые должны привлекать своими тайнами и возможностями, а квест в этом случае становится одним из способов раскрытия состава и содержания книжного фонда библиотеки» — цитата из ежеквартального научного журнала «Вестник культуры и искусств».

«Возможны несколько вариантов работы с книгой:

  • Работа с выставкой, на которой подобрана литература для поиска ответов.
  • Работа с фондом, ориентированная на свободный поиск. (Здесь возрастает роль библиографа, готового оказать помощь игрокам).

Книга используется в квесте разнообразно: она может подсказать название предмета, дать цитату, провести цепочку от автора до критика или подражателя, фильма, исторического события и т. д.».

Все варианты (поиск по конкретной книге / по книжной выставке / по фонду) способствуют повышению интереса к книгам.

4. Слишком узкое понимание формата

В одной из предыдущих статей я уже рассказывала о том, какие бывают значения слова «квест» и варианты игры. Само понятие подразумевает множество смыслов, а не один; его НЕ запрещено менять как-либо.

Проблема:

Квест в библиотеке — это всегда только викторина с элементами прогулки для двух условных команд.

Решение:

Рассмотрим изменения «привычного» формата с точки зрения разных параметров.

  1. Достижение результатов. Нужно ответить на вопрос: Кто (достигает)? Участниками могут быть не только команды, но и отдельные люди. То есть, и победа может быть коллективной или индивидуальной. Можно выбрать один из вариантов или совместить их. Самый типичный пример — конкурс капитанов в различных викторинах (но можно добавить любую другую шкалу достижения индивидуального успеха: самый быстрый, самый умный (дал больше всех правильных ответов) и т.д.
  2. Движение в процессе квеста. А что, если оно будет не линейное — со станции на станцию, — а разрозненное? Или же и вовсе будет отсутствовать?

a) «Вестник культуры и искусств» предлагает такой вариант: «Участники [квеста] находятся в помещении библиотеки (центре квеста), причём не обязательно все вместе. Игрокам предлагается книжная выставка по теме предстоящей игры или подборка литературы, которые помогут выполнить задания. Вопросы квеста также можно получить здесь — всем сразу или по очереди. Команды или отдельные игроки, получив задание, обсуждают и обдумывают его, стараясь скрыть цепочку своих рассуждений от конкурентов, ищут ответы в книгах и, заполнив бланк, передают его организаторам. Здесь же в комнате находится куратор (библиограф, например), готовый дать допустимую подсказку в случае затруднения. После того, как подведены итоги мероприятия, в этом же помещении состоится его обсуждение».

b) Можно адаптировать «комнатные» квесты, о которых я говорила в начале под формат библиотеки. Причём, это не обязательно должно быть именно Загадочное убийство — для детей лучше убийство убрать. Это можно сделать абсолютно «безболезненно», так как основой этого типа квеста является некий детективный сюжет, а в детективе главное — это тайна, а совсем не убийство. В данном типе квеста движение осуществляется не физически — ногами по локациям в библиотеке / парке, а интеллектуально — по сюжету и его загадкам. Такой формат больше подходит для подростков.

Как видите, квест — формат многогранный. Его можно адаптировать не только к библиотеке, но и к разным возрастным категориям. В идеале сделать «квест-конструктор»: надстраивать или убирать те или иные задания / станции, варьировать уровень сложности в зависимости от возраста участников, а масштаб — от количества; менять книжные выставки или произведения-сюжеты…

Рекомендую ознакомиться со статьёй — «Вестник культуры и искусств» — 2018. — № 1 (53). –— С. 17–21. Авторы — А. И. Пахорукова, Е. А. Потанина.

При подготовке материала я опиралась на эту статью, но не занималась пересказом. Не все мнения авторов мне оказались близки и показались интересны, тем не менее, к прочтению рекомендую.