О науке — ёмко: методические рекомендации по работе с научно-познавательной литературой в детской библиотеке

О науке — ёмко: методические рекомендации по работе с научно-познавательной литературой  в детской библиотеке

При условии наличия хорошей материально-технической обеспеченности в библиотеках организуются детские технопарки, создаются творческие лаборатории, проводятся детские фестивали науки. Подобные возможности открываются и для библиотек, получивших грантовую поддержку проектов, направленных на популяризацию научно-технических знаний для детей и подростков.

Детские технопарки в библиотеке

Детский технопарк — это площадка, оснащённая оборудованием для робототехники и занятий в интерактивной лаборатории. На такой площадке проводятся интерактивные мероприятия, которые позволяют школьникам и всем желающим узнать, как научные знания могут пригодиться в повседневной жизни. Кроме того, посещение технопарка является одной из немногих возможностей для подростка опробовать специальности технического или естественно-научного профиля и определиться в выборе будущей профессии.

Обучение и проектная работа в детских технопарках построена по направлениям, самые популярные из которых — IT, биологические и инженерные специальности. Обычно технопарк оснащён оборудованием для робототехники и занятий в интерактивной лаборатории по разным научным дисциплинам. В моногородах и монорайонах, зависящих от одного или нескольких предприятий одной отрасли, актуально создание детского технопарка с акцентом на особенный набор реализуемых направлений в соответствии с запросами местных организаций.

Например, технопарк в Центральной детской библиотеке имени Юрия Черных в Железногорске-Илимском Иркутской области отражает специализацию этого сибирского города, где основой для строительства и развития стала добыча магнетита и железа. В оформлении библиотеки один из книжных стеллажей выполнен в виде опоры линии электропередачи, а диваны — в форме вагонеток для перевозки руды. В «Арт-мастерских» технопарка можно провести время за развивающими играми и поработать в мультстудии.

Детские фестивали науки

Детские фестивали науки проводятся с целью популяризации научных знаний, вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Программа фестиваля может включать лекции, мастер-классы, игры и конкурсы.

В период работы фестиваля участники могут посетить интерактивные зоны с экспериментами и практикумами с возможностью самостоятельного проведения опытов, которые охватывают разные стихии и материалы (огонь, воду, лёд, магниты и др.) под руководством ведущего-экспериментатора.

Настольные научные игры дадут возможность проверить свою эрудицию и ближе познакомиться с наукой. В квизе «Открытая лаборатория» участники проходят пять раундов: выбирают верные и неверные факты, отвечают на научные вопросы из кинофильмов, выполняют задания «от учёных» и проверяют свою интуицию и эрудицию.

Научно-просветительская акция

Большое значение в информировании детей и подростков о достижениях нашей страны в области науки, культуры, искусства, истории и других сферах жизни имеет проведение таких мероприятий, как научно-просветительская акция. Их организация направлена на активизацию познавательных ресурсов детской и подростковой аудитории, расширение её кругозора и повышение интеллектуального уровня, а также на формирование естественно-научной грамотности. Например, акция «Биологический диктант» помогает актуализировать знания в области ботаники, зоологии, анатомии, экологии и общей биологии. Кроме того, такой формат просвещения демонстрирует перспективы профессионального развития в отечественной науке, повышает в глазах детей и подростков престиж учёного и интерес к этой теме.

В рамках акции проводятся лекции, ориентированные на аудиторию с учётом её возрастных особенностей, например, серия лекций, посвящённых истории и археологии России, для детей 10-14 лет. Организуются встречи с представителями научного сообщества (учёными, конструкторами, изобретателями и др.) с необычной судьбой или с молодыми специалистами, которые осваивают уникальные технологические процессы и могут поделиться своими профессиональными секретами.

Ребят 13-14 лет можно пригласить для участия в круглых столах, диспутах с полемикой на научную тему. В формате мастер-классов и квизов школьники могут узнать о последних достижениях российских учёных: разработке инновационного топлива и жаропрочных сплавов, биосовместимых материалов для медицины, о квантовых технологиях и нейросетях, об исследованиях чёрных дыр и о полярных экспедициях и пр.

Месяц или неделя науки в библиотеке

Месяц/неделя науки — форма массовой работы, направленная на расширение кругозора и ознакомление детей и подростков с достижениями науки и техники. Протяжённость во времени позволяет охватить самые разные сферы науки, посвящая каждой из них целый день.

В рамках недели могут проводиться различные мероприятия: встречи со специалистами-производственниками, рационализаторами, изобретателями; просмотр тематических видеофильмов; изготовление простейших поделок с итоговой выставкой работ; проведение выставок, технических игр; тематические часы (рассказы о выдающихся деятелях науки и техники, сообщения об актуальных проблемах); конкурсы.

Детей можно познакомить с интересными фактами из биографии учёных, устроить познавательные викторины. Например, «Правда или вымысел?». Правда ли, что периодическая таблица приснилась Д. И. Менделееву, что Ньютону упало на голову яблоко и помогло открыть закон всемирного тяготения и т. д. Целью является не обнаружение у школьников энциклопедических знаний, а пробуждение интереса к миру науки и личностям тех, кто внёс в неё значительный вклад.

Научно-познавательный марафон

Это мероприятие, направленное на стимулирование интереса к науке, исследованиям и познанию мира. Может включать в себя научно-популярные лекции, интеллектуальные игры, мастер-классы, проведение экспериментальных опытов и выставки научно-популярной литературы. Подобные марафоны проходят в научных библиотеках нашей страны для взрослой аудитории, но возможно адаптировать опыт коллег для работы с детьми и подростками. Научный марафон отличается от научного же фестиваля наполнением и смысловым уклоном. На фестивале акцент делается на праздничной и игровой составляющей, в марафоне — на интеллектуальной.

В роли лектора может выступать не только библиотекарь, но и сами школьники: например, несколько учащихся 5-8-х классов для учеников начальной школы или учащиеся 3-4-х классов для первоклассников. Также можно пригласить гостя рассказать о своей профессии, связанной с наукой. Разумеется, не в каждом населённом пункте есть учёные. Можно пригласить, например, врача или учителя-предметника (физики, химии, биологии). Важно, чтобы лекция была увлекательной, адаптированной для детской аудитории, и длилась не более 20 минут — чем дольше длится лекция, тем тяжелее детям концентрировать на ней своё внимание. Хорошо, если это будет не лекция-монолог одного человека, а интерактивная беседа с детьми.

День информации

Такое мероприятие можно провести как в стенах библиотеки, так и в школе. Оно позволит библиотекарю не просто познакомить детей с фондом научно-познавательной литературы, но и грамотно её презентовать. Это особенно актуально, если в библиотеке мало подобной литературы. Дополнит мероприятие книжная выставка «Знаете ли вы?», а также соответствующая печатная продукция — небольшие буклеты или закладки. Если литературы очень мало, можно подготовить научно-познавательный дайджест — фрагменты текстов (цитаты, выдержки, статьи), сгруппированные специально для облегчения восприятия информации. В дайджесте обязательно добавление списка источников.

Познавательный час

Небольшое информационное сообщение (максимум на 15 минут), сопровождаемое презентацией. Можно рассказать не только о конкретной науке, но и о том, что такое наука, её виды и признаки, об истории её развития, роли в жизни человека.

Основные факты лучше дополнить информацией, которая будет актуальна именно для школьников. Традиционно частью познавательного часа является библиографический обзор. К нему можно добавить мини-викторину, проведение опытов, но не только они могут увлечь детей и подростков. Например, в рамках познавательного часа можно предложить школьникам весёлые задачи на развитие альтернативного/нестандартного мышления.

Например, задача «Шесть стаканов». Перед вами поставили в ряд шесть стаканов, причём три первых наполнили водой, а ещё три оставили пустыми. Как изменить порядок их расстановки так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались, но дотрагиваться можно лишь до одного стакана, остальные переставлять нельзя?

Задача на логику для детей младшего школьного возраста может быть представлена в виде изображения. Например, такого:

«Что-то здесь не так… Но что именно?»

В подобных задачах не столь важно услышать правильный ответ, сколько интересно наблюдать за ходом мышления и проявлением творческих способностей детей.

Интеллектуально-технические клубы

В модельных библиотеках, с их многофункциональным, технически оснащённым пространством можно рассмотреть создание интеллектуально-технических клубов для развития познавательной деятельности детей 7-14 лет. План работы клуба рассчитан на один год с периодичностью проведения занятий в рамках курса два раза в месяц. Курс поделён на модули, темы которых соответствуют интересам и потребностям юных участников клуба. Занятие построено по принципу «от теории — к практике», когда полученные теоретические знания ребята закрепляют на практике. Количество модулей в курсе — произвольное, в зависимости от возможностей библиотеки.

  • Первый, базовый модуль знакомит с компьютером и его характеристиками, с поисковыми системами, учит детей основам информационной безопасности и начальным навыкам работы в интернете. Ребята осваивают отдельные виды программного обеспечения из пакета офисных приложений Microsoft для работы с текстами, электронными таблицами, для создания презентаций. Подготовленные в программах MS Word, PowerPoint, Publisher творческие продукты дети представляют другим участникам клуба, попутно оттачивая мастерство публичного выступления.
  • Во втором модуле происходит обучение работе в различных онлайн-сервисах, при помощи которых можно создать облако слов, ленту времени, виртуальные открытки, фотоколлажи, мемы, ребусы и викторины. Ребята постарше могут работать в графических и видеоредакторах, создавая и монтируя видеоролики, редактируя фото.
  • Третий модуль предполагает проведение простых научных опытов. Экспериментальная деятельность способствует погружению юного естествоиспытателя в мир химии, физики и биологии.
  • Ещё один модуль, посвящённый конструированию, предназначен для развития технического воображения, логического мышления и мотивации к дальнейшим исследованиям. Материалами могут служить пластмассовые, деревянные или металлические конструкторы, напольные конструкторы Поликарпова, конструкторы «Лего» разного размера и т. д.

Для проведения занятий в рамках деятельности интеллектуально-технического клуба рекомендуется использование специальной литературы по темам, определённым в каждом модуле. Кроме того, необходимо заранее подготовить раздаточный материал: чертежи, шаблоны, технологические карты сборки, примеры созданных моделей и макетов, которые помогут участнику самостоятельно создать уникальное изобретение.

Что ещё можно провести? 

Для проведения бюджетных мероприятий и мастер-классов по привлечению к чтению литературы научно-познавательной тематики можно воспользоваться несколькими идеями.

В рамках кружковой деятельности можно организовать научно-познавательные занятия для детей 7–12 лет, например, «Лаборатория открытий». Занятие состоит из теоретической части, где дети получают новые знания, и экспериментальной, где проверяют полученные научные факты с помощью простых опытов или используют книги из фонда библиотеки с описанием экспериментов.

  • Конкурсы и заочные викторины. Можно выбирать тему, приуроченную к научной дате (День математика, День химика, День эколога и т. д.), отбирать литературу и составлять вопросы, подготовка ответов на которые требует прочтения научно-популярных книг.
  • Тематические квесты. С помощью онлайн-сервисов можно создавать задания: квест-рум, онлайн-викторины, задания с географическими картами.
  • Квизы. Участникам можно предложить вопросы, объединяющие исторические и современные факты о науке и литературе, заполнить пропуски в цитатах великих учёных, выбрать правильный вариант ответа.

Книжное бинго

Игра, построенная по типу привычного нам лото. Но заполняется оно не числами, а всем тем, что имеет отношение к научно-познавательной литературе: темам, отраслям знаний, фамилиям, цитатам или открытиям учёных, естествоиспытателей и других людей из мира науки.

  • Создание карточек бинго. На каждой карточке рисуют сетку из 5x5 клеток и заполняют её названиями книг, авторами, литературными терминами или цитатами.
  • Выбор ведущего. Ведущий достаёт случайные карты с названиями вида науки или отрасли знаний, учёными или их цитатами и озвучивает их. Игроки отмечают соответствующие клетки на своих карточках, если у них есть соответствующая информация.
  • Объявление победителя. Когда у игрока получается заполнить ряд, он должен воскликнуть «Бинго!» или подать какой-то другой заранее определённый сигнал. Ведущий проверяет правильность, объявляет и награждает победителя.
  • Продолжение игры. Можно играть несколько раундов или до тех пор, пока у всех игроков не будет заполнен ряд.

Использование социальных медиа обеспечивает эффективное продвижение библиотечных мероприятий, в том числе и научно-познавательной тематики, способствуя расширению читательской аудитории. В социальных сетях и на сайте библиотеки размещают анонсы и пост-релизы мероприятий, публикации, посвящённые юбилеям учёных, виртуальные выставки, подборки научно-популярных фильмов и мультфильмов, информируют об онлайн-лекциях.

И всё же в основе системной работы библиотекаря по стимулированию интереса к научным знаниям у детей и подростков лежит собственно чтение. Чтение научно-популярных книг расширяет кругозор, стимулирует мыслительную активность, формирует научное мышление у юного читателя. Для эффективного влияния научно-познавательной литературы на развитие читательских компетенций у детей и подростков рекомендуется соблюдать определённую последовательность действий.

Последовательность действий читателя при работе с научно-популярными произведениями

  1. Прочитать текст от начала до конца.
  2. Перечитать текст, чтобы определить явление, вызвавшее внимание автора, и найти главный вопрос произведения, то есть определить его тему.
  3. Найти ответ на этот вопрос, то есть определить главную мысль.
  4. Увидеть, как доказывает автор эту главную мысль, то есть найти в тексте доказательства.
  5. Выделить в каждой части новую информацию, обозначить новые термины и разъяснить их.
  6. Осмыслить, почему именно в такой последовательности приводятся факты и доказательства, как они связаны между собой.
  7. Осмыслить целое, доказать основную мысль текста.

Интерактивные выставки

В популяризации научно-популярной литературы действенную помощь оказывают интерактивные выставки. Детской аудитории будут интересны, например, выставка-кроссворд, выставка-ребус и выставка-викторина о научных изобретениях.

  • Выставка-вернисаж технической книги, на которой могут быть представлены, помимо книжных изданий, поделки, созданные в результате конструктивно-модельной деятельности детей и подростков.
  • Выставка-галерея «Великие учёные». Каждая книжная полка посвящена отдельному ученому. Посетителям выставки предлагается заполнить табличку с графами: имя учёного, где он родился, представителем какой науки является, что изобрёл или какие открытия сделал.
  • Выставка-диалог «Наука за страницами школьного учебника». Стимулирует познавательный интерес к научно-популярной литературе у учащихся средних классов, интересующихся научно-техническим творчеством.
  • Выставка-опрос. На выставке книг о различных науках можно предложить детям такой вопрос: «Если бы ты встретился с учёным, который знает обо всём на свете, о чём бы ты хотел его спросить?». Вопросы оформляются в разных формах, в зависимости от области научных знаний. Например, листочки в форме цветка — вопросы по ботанике или биологии, листочки в форме ракеты — о космосе, звёздочки — вопросы по астрономии и т. д. После завершения выставки, длящейся 1-2 месяца, можно провести мероприятие, на котором от имени учёного дать ответы на вопросы, интересующие детей.
  • Выставка-отзыв состоит из отзывов о книгах. Каждый читатель может поставить на одну из полок экспозиции понравившуюся книгу, сопроводив её кратким советом-рекомендацией. Таким образом, получится заочный обмен читательскими мнениями.
  • Выставка-рекомендация научной книги — экспозиция изданий, которая раскрывает сведения о химических, биологических, физических, археологических и других науках. Представленные книги помогут узнать о величайших открытиях учёных, загадочных явлениях и уникальных экспериментах.

Книги и экспонаты, представленные на интерактивной выставке, сопровождаются сгенерированным QR-кодом, обеспечивающем читателю доступ к дополнительной информации о книге, авторе или списке литературы. Для создания QR-кода можно воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом, например, QR Coder.ru.

Также для создания интерактивных выставок используют технологию AR Code (код дополненной реальности), которая позволяет посетителям получить доступ к 3D-контенту, виртуально передвигаться по экспозициям или получать помощь от искусственного интеллекта.

Использованные источники

Библиокопилка. Полезная и актуальная информация для библиотекарей: группа в социальной сети «ВКонтакте». — Электронный ресурс // URL: https://vk.com/@-220423121-vovlechenie-detei-v-chtenie-nauchno-poznavatelnoi-literatury — (дата обращения: 25.11.2024). — Текст: электронный.

Всероссийский фестиваль НАУКА 0+. — Электронный ресурс // URL: https://festivalnauki.ru/ — (дата обращения: 17.12.2024). — Текст: электронный.

Копытина О. Сеанс магии на обычной кухне / О. Копытина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2023. — № 4. — С. 51-53.