О науке — ёмко: методические рекомендации по работе с научно-познавательной литературой в детской библиотеке

При условии наличия хорошей материально-технической обеспеченности в библиотеках организуются детские технопарки, создаются творческие лаборатории, проводятся детские фестивали науки. Подобные возможности открываются и для библиотек, получивших грантовую поддержку проектов, направленных на популяризацию научно-технических знаний для детей и подростков.
Детские технопарки в библиотеке
Детский технопарк — это площадка, оснащённая оборудованием для робототехники и занятий в интерактивной лаборатории. На такой площадке проводятся интерактивные мероприятия, которые позволяют школьникам и всем желающим узнать, как научные знания могут пригодиться в повседневной жизни. Кроме того, посещение технопарка является одной из немногих возможностей для подростка опробовать специальности технического или естественно-научного профиля и определиться в выборе будущей профессии.
Обучение и проектная работа в детских технопарках построена по направлениям, самые популярные из которых — IT, биологические и инженерные специальности. Обычно технопарк оснащён оборудованием для робототехники и занятий в интерактивной лаборатории по разным научным дисциплинам. В моногородах и монорайонах, зависящих от одного или нескольких предприятий одной отрасли, актуально создание детского технопарка с акцентом на особенный набор реализуемых направлений в соответствии с запросами местных организаций.
Например, технопарк в Центральной детской библиотеке имени Юрия Черных в Железногорске-Илимском Иркутской области отражает специализацию этого сибирского города, где основой для строительства и развития стала добыча магнетита и железа. В оформлении библиотеки один из книжных стеллажей выполнен в виде опоры линии электропередачи, а диваны — в форме вагонеток для перевозки руды. В «Арт-мастерских» технопарка можно провести время за развивающими играми и поработать в мультстудии.
Детские фестивали науки
Детские фестивали науки проводятся с целью популяризации научных знаний, вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Программа фестиваля может включать лекции, мастер-классы, игры и конкурсы.
В период работы фестиваля участники могут посетить интерактивные зоны с экспериментами и практикумами с возможностью самостоятельного проведения опытов, которые охватывают разные стихии и материалы (огонь, воду, лёд, магниты и др.) под руководством ведущего-экспериментатора.
Настольные научные игры дадут возможность проверить свою эрудицию и ближе познакомиться с наукой. В квизе «Открытая лаборатория» участники проходят пять раундов: выбирают верные и неверные факты, отвечают на научные вопросы из кинофильмов, выполняют задания «от учёных» и проверяют свою интуицию и эрудицию.
Научно-просветительская акция
Большое значение в информировании детей и подростков о достижениях нашей страны в области науки, культуры, искусства, истории и других сферах жизни имеет проведение таких мероприятий, как научно-просветительская акция. Их организация направлена на активизацию познавательных ресурсов детской и подростковой аудитории, расширение её кругозора и повышение интеллектуального уровня, а также на формирование естественно-научной грамотности. Например, акция «Биологический диктант» помогает актуализировать знания в области ботаники, зоологии, анатомии, экологии и общей биологии. Кроме того, такой формат просвещения демонстрирует перспективы профессионального развития в отечественной науке, повышает в глазах детей и подростков престиж учёного и интерес к этой теме.
В рамках акции проводятся лекции, ориентированные на аудиторию с учётом её возрастных особенностей, например, серия лекций, посвящённых истории и археологии России, для детей 10-14 лет. Организуются встречи с представителями научного сообщества (учёными, конструкторами, изобретателями и др.) с необычной судьбой или с молодыми специалистами, которые осваивают уникальные технологические процессы и могут поделиться своими профессиональными секретами.
Ребят 13-14 лет можно пригласить для участия в круглых столах, диспутах с полемикой на научную тему. В формате мастер-классов и квизов школьники могут узнать о последних достижениях российских учёных: разработке инновационного топлива и жаропрочных сплавов, биосовместимых материалов для медицины, о квантовых технологиях и нейросетях, об исследованиях чёрных дыр и о полярных экспедициях и пр.
Месяц или неделя науки в библиотеке
Месяц/неделя науки — форма массовой работы, направленная на расширение кругозора и ознакомление детей и подростков с достижениями науки и техники. Протяжённость во времени позволяет охватить самые разные сферы науки, посвящая каждой из них целый день.
В рамках недели могут проводиться различные мероприятия: встречи со специалистами-производственниками, рационализаторами, изобретателями; просмотр тематических видеофильмов; изготовление простейших поделок с итоговой выставкой работ; проведение выставок, технических игр; тематические часы (рассказы о выдающихся деятелях науки и техники, сообщения об актуальных проблемах); конкурсы.
Детей можно познакомить с интересными фактами из биографии учёных, устроить познавательные викторины. Например, «Правда или вымысел?». Правда ли, что периодическая таблица приснилась Д. И. Менделееву, что Ньютону упало на голову яблоко и помогло открыть закон всемирного тяготения и т. д. Целью является не обнаружение у школьников энциклопедических знаний, а пробуждение интереса к миру науки и личностям тех, кто внёс в неё значительный вклад.
Научно-познавательный марафон
Это мероприятие, направленное на стимулирование интереса к науке, исследованиям и познанию мира. Может включать в себя научно-популярные лекции, интеллектуальные игры, мастер-классы, проведение экспериментальных опытов и выставки научно-популярной литературы. Подобные марафоны проходят в научных библиотеках нашей страны для взрослой аудитории, но возможно адаптировать опыт коллег для работы с детьми и подростками. Научный марафон отличается от научного же фестиваля наполнением и смысловым уклоном. На фестивале акцент делается на праздничной и игровой составляющей, в марафоне — на интеллектуальной.
В роли лектора может выступать не только библиотекарь, но и сами школьники: например, несколько учащихся 5-8-х классов для учеников начальной школы или учащиеся 3-4-х классов для первоклассников. Также можно пригласить гостя рассказать о своей профессии, связанной с наукой. Разумеется, не в каждом населённом пункте есть учёные. Можно пригласить, например, врача или учителя-предметника (физики, химии, биологии). Важно, чтобы лекция была увлекательной, адаптированной для детской аудитории, и длилась не более 20 минут — чем дольше длится лекция, тем тяжелее детям концентрировать на ней своё внимание. Хорошо, если это будет не лекция-монолог одного человека, а интерактивная беседа с детьми.
День информации
Такое мероприятие можно провести как в стенах библиотеки, так и в школе. Оно позволит библиотекарю не просто познакомить детей с фондом научно-познавательной литературы, но и грамотно её презентовать. Это особенно актуально, если в библиотеке мало подобной литературы. Дополнит мероприятие книжная выставка «Знаете ли вы?», а также соответствующая печатная продукция — небольшие буклеты или закладки. Если литературы очень мало, можно подготовить научно-познавательный дайджест — фрагменты текстов (цитаты, выдержки, статьи), сгруппированные специально для облегчения восприятия информации. В дайджесте обязательно добавление списка источников.
Познавательный час
Небольшое информационное сообщение (максимум на 15 минут), сопровождаемое презентацией. Можно рассказать не только о конкретной науке, но и о том, что такое наука, её виды и признаки, об истории её развития, роли в жизни человека.
Основные факты лучше дополнить информацией, которая будет актуальна именно для школьников. Традиционно частью познавательного часа является библиографический обзор. К нему можно добавить мини-викторину, проведение опытов, но не только они могут увлечь детей и подростков. Например, в рамках познавательного часа можно предложить школьникам весёлые задачи на развитие альтернативного/нестандартного мышления.
Например, задача «Шесть стаканов». Перед вами поставили в ряд шесть стаканов, причём три первых наполнили водой, а ещё три оставили пустыми. Как изменить порядок их расстановки так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались, но дотрагиваться можно лишь до одного стакана, остальные переставлять нельзя?
Задача на логику для детей младшего школьного возраста может быть представлена в виде изображения. Например, такого:
«Что-то здесь не так… Но что именно?»
В подобных задачах не столь важно услышать правильный ответ, сколько интересно наблюдать за ходом мышления и проявлением творческих способностей детей.
Интеллектуально-технические клубы
В модельных библиотеках, с их многофункциональным, технически оснащённым пространством можно рассмотреть создание интеллектуально-технических клубов для развития познавательной деятельности детей 7-14 лет. План работы клуба рассчитан на один год с периодичностью проведения занятий в рамках курса два раза в месяц. Курс поделён на модули, темы которых соответствуют интересам и потребностям юных участников клуба. Занятие построено по принципу «от теории — к практике», когда полученные теоретические знания ребята закрепляют на практике. Количество модулей в курсе — произвольное, в зависимости от возможностей библиотеки.
- Первый, базовый модуль знакомит с компьютером и его характеристиками, с поисковыми системами, учит детей основам информационной безопасности и начальным навыкам работы в интернете. Ребята осваивают отдельные виды программного обеспечения из пакета офисных приложений Microsoft для работы с текстами, электронными таблицами, для создания презентаций. Подготовленные в программах MS Word, PowerPoint, Publisher творческие продукты дети представляют другим участникам клуба, попутно оттачивая мастерство публичного выступления.
- Во втором модуле происходит обучение работе в различных онлайн-сервисах, при помощи которых можно создать облако слов, ленту времени, виртуальные открытки, фотоколлажи, мемы, ребусы и викторины. Ребята постарше могут работать в графических и видеоредакторах, создавая и монтируя видеоролики, редактируя фото.
- Третий модуль предполагает проведение простых научных опытов. Экспериментальная деятельность способствует погружению юного естествоиспытателя в мир химии, физики и биологии.
- Ещё один модуль, посвящённый конструированию, предназначен для развития технического воображения, логического мышления и мотивации к дальнейшим исследованиям. Материалами могут служить пластмассовые, деревянные или металлические конструкторы, напольные конструкторы Поликарпова, конструкторы «Лего» разного размера и т. д.
Для проведения занятий в рамках деятельности интеллектуально-технического клуба рекомендуется использование специальной литературы по темам, определённым в каждом модуле. Кроме того, необходимо заранее подготовить раздаточный материал: чертежи, шаблоны, технологические карты сборки, примеры созданных моделей и макетов, которые помогут участнику самостоятельно создать уникальное изобретение.
Что ещё можно провести?
Для проведения бюджетных мероприятий и мастер-классов по привлечению к чтению литературы научно-познавательной тематики можно воспользоваться несколькими идеями.
В рамках кружковой деятельности можно организовать научно-познавательные занятия для детей 7–12 лет, например, «Лаборатория открытий». Занятие состоит из теоретической части, где дети получают новые знания, и экспериментальной, где проверяют полученные научные факты с помощью простых опытов или используют книги из фонда библиотеки с описанием экспериментов.
- Конкурсы и заочные викторины. Можно выбирать тему, приуроченную к научной дате (День математика, День химика, День эколога и т. д.), отбирать литературу и составлять вопросы, подготовка ответов на которые требует прочтения научно-популярных книг.
- Тематические квесты. С помощью онлайн-сервисов можно создавать задания: квест-рум, онлайн-викторины, задания с географическими картами.
- Квизы. Участникам можно предложить вопросы, объединяющие исторические и современные факты о науке и литературе, заполнить пропуски в цитатах великих учёных, выбрать правильный вариант ответа.
Книжное бинго
Игра, построенная по типу привычного нам лото. Но заполняется оно не числами, а всем тем, что имеет отношение к научно-познавательной литературе: темам, отраслям знаний, фамилиям, цитатам или открытиям учёных, естествоиспытателей и других людей из мира науки.
- Создание карточек бинго. На каждой карточке рисуют сетку из 5x5 клеток и заполняют её названиями книг, авторами, литературными терминами или цитатами.
- Выбор ведущего. Ведущий достаёт случайные карты с названиями вида науки или отрасли знаний, учёными или их цитатами и озвучивает их. Игроки отмечают соответствующие клетки на своих карточках, если у них есть соответствующая информация.
- Объявление победителя. Когда у игрока получается заполнить ряд, он должен воскликнуть «Бинго!» или подать какой-то другой заранее определённый сигнал. Ведущий проверяет правильность, объявляет и награждает победителя.
- Продолжение игры. Можно играть несколько раундов или до тех пор, пока у всех игроков не будет заполнен ряд.
Использование социальных медиа обеспечивает эффективное продвижение библиотечных мероприятий, в том числе и научно-познавательной тематики, способствуя расширению читательской аудитории. В социальных сетях и на сайте библиотеки размещают анонсы и пост-релизы мероприятий, публикации, посвящённые юбилеям учёных, виртуальные выставки, подборки научно-популярных фильмов и мультфильмов, информируют об онлайн-лекциях.
И всё же в основе системной работы библиотекаря по стимулированию интереса к научным знаниям у детей и подростков лежит собственно чтение. Чтение научно-популярных книг расширяет кругозор, стимулирует мыслительную активность, формирует научное мышление у юного читателя. Для эффективного влияния научно-познавательной литературы на развитие читательских компетенций у детей и подростков рекомендуется соблюдать определённую последовательность действий.
Последовательность действий читателя при работе с научно-популярными произведениями
- Прочитать текст от начала до конца.
- Перечитать текст, чтобы определить явление, вызвавшее внимание автора, и найти главный вопрос произведения, то есть определить его тему.
- Найти ответ на этот вопрос, то есть определить главную мысль.
- Увидеть, как доказывает автор эту главную мысль, то есть найти в тексте доказательства.
- Выделить в каждой части новую информацию, обозначить новые термины и разъяснить их.
- Осмыслить, почему именно в такой последовательности приводятся факты и доказательства, как они связаны между собой.
- Осмыслить целое, доказать основную мысль текста.
Интерактивные выставки
В популяризации научно-популярной литературы действенную помощь оказывают интерактивные выставки. Детской аудитории будут интересны, например, выставка-кроссворд, выставка-ребус и выставка-викторина о научных изобретениях.
- Выставка-вернисаж технической книги, на которой могут быть представлены, помимо книжных изданий, поделки, созданные в результате конструктивно-модельной деятельности детей и подростков.
- Выставка-галерея «Великие учёные». Каждая книжная полка посвящена отдельному ученому. Посетителям выставки предлагается заполнить табличку с графами: имя учёного, где он родился, представителем какой науки является, что изобрёл или какие открытия сделал.
- Выставка-диалог «Наука за страницами школьного учебника». Стимулирует познавательный интерес к научно-популярной литературе у учащихся средних классов, интересующихся научно-техническим творчеством.
- Выставка-опрос. На выставке книг о различных науках можно предложить детям такой вопрос: «Если бы ты встретился с учёным, который знает обо всём на свете, о чём бы ты хотел его спросить?». Вопросы оформляются в разных формах, в зависимости от области научных знаний. Например, листочки в форме цветка — вопросы по ботанике или биологии, листочки в форме ракеты — о космосе, звёздочки — вопросы по астрономии и т. д. После завершения выставки, длящейся 1-2 месяца, можно провести мероприятие, на котором от имени учёного дать ответы на вопросы, интересующие детей.
- Выставка-отзыв состоит из отзывов о книгах. Каждый читатель может поставить на одну из полок экспозиции понравившуюся книгу, сопроводив её кратким советом-рекомендацией. Таким образом, получится заочный обмен читательскими мнениями.
- Выставка-рекомендация научной книги — экспозиция изданий, которая раскрывает сведения о химических, биологических, физических, археологических и других науках. Представленные книги помогут узнать о величайших открытиях учёных, загадочных явлениях и уникальных экспериментах.
Книги и экспонаты, представленные на интерактивной выставке, сопровождаются сгенерированным QR-кодом, обеспечивающем читателю доступ к дополнительной информации о книге, авторе или списке литературы. Для создания QR-кода можно воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом, например, QR Coder.ru.
Также для создания интерактивных выставок используют технологию AR Code (код дополненной реальности), которая позволяет посетителям получить доступ к 3D-контенту, виртуально передвигаться по экспозициям или получать помощь от искусственного интеллекта.
Использованные источники
Библиокопилка. Полезная и актуальная информация для библиотекарей: группа в социальной сети «ВКонтакте». — Электронный ресурс // URL: https://vk.com/@-220423121-vovlechenie-detei-v-chtenie-nauchno-poznavatelnoi-literatury — (дата обращения: 25.11.2024). — Текст: электронный.
Всероссийский фестиваль НАУКА 0+. — Электронный ресурс // URL: https://festivalnauki.ru/ — (дата обращения: 17.12.2024). — Текст: электронный.
Копытина О. Сеанс магии на обычной кухне / О. Копытина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2023. — № 4. — С. 51-53.