Работа со школьниками по профориентации
Уже с нового учебного года — с 1 сентября 2023 г. — в школах будет применяться новая программа профессиональной ориентации школьников с 6-го по 11-й классы. Глава Министерства просвещения Сергей Кравцов сообщил на фестивале «Билет в будущее», прошедшем в Екатеринбурге, что министерство видит профориентацию в качестве основной задачи построения «суверенной системы образования», которая должна быть основана на практиках «дореволюционного, советского образования». Для того чтобы школьник смог реализовать себя и раскрыть свои таланты, а сама система — подготовить квалифицированных специалистов под запросы экономики, пояснил министр.
Минпросвещения предлагает создать универсальный набор инструментов для профориентации, так называемый профориентационный минимум, который включил бы в себя на выбор ученика три уровня: базовый, основной и продвинутый. В зависимости от выбранного уровня на профориентацию придется потратить от 40 до 80 часов в течение всего учебного года.
Обязательными в любом уровне будут 34 часа внеурочной деятельности, которую сможет определить сама школа и потратить их на разные направления, вроде воспитательной работы, взаимодействия с родителями и т. д. Всего направлений, которые должны реализовываться для помощи в профориентации школьников, семь: профильные предпрофессиональные классы, урочная и внеурочная деятельность, воспитательная работа, дополнительное образование, профобучение и взаимодействие с родителями (или законными представителями).
Переходя к деятельности библиотек по профориентации можно отметить, что главной её целью является подготовка и побуждение детей к сознательному выбору профессии, формирование и развитие их интересов и склонностей. Так как нередко интерес, возникший в детском или подростковом возрасте, становится основой выбора профессии.
Профориентационная деятельность российских библиотек. Какая работа ведётся?
В библиотеках России накоплен значительный опыт работы по профессиональной ориентации. Библиотеки открывают информационные центры социальной адаптации детей и молодежи, интеллект-центры, консультационные пункты, создают кабинеты профориентации, организуют клубы профориентации, интересных встреч, «лаборатории профессионального успеха», проводят мероприятия, анкетирование и тестирование для определения профессиональных интересов и склонностей подростков.
Особенностью в деятельности библиотек является то, что к такой работе нередко привлекают квалифицированных специалистов — психологов, юристов, работников медико-психологических центров, которые оказывают бесплатную консультативную помощь.
Библиотеками разрабатываются программы, основными направлениями которых являются: повышение информированности о различных профессиях учащихся и их родителей; организация информационного пространства, позволяющего детям и подросткам получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе; обеспечение полного и оперативного удовлетворения профориентационных потребностей; психологическая поддержка; содействие профессиональной ориентации учащихся. Программы предусматривают взаимодействие библиотеки с образовательными учреждениями, заинтересованными организациями, родителями.
Систематизировать работу по профориентации, найти более интересные формы и методы оказания помощи подросткам в профессиональном и личностном самоопределении помогают разработанные библиотеками проекты. Библиотеки проводят огромное количество мероприятий. Среди которых:
- акции «Выбираем профессию вместе», «Старт в профессию», «Твой выбор»;
- встречи с интересными людьми «Люди нашего города»;
- профориентационные десанты;
- дни профессий «Мир профессий»;
- дни информации «Школа… А дальше?», «От А до Я», «Сведения об учебных заведениях»;
- дни профориентации «Ищу работу»;
- дни карьеры;
- ярмарки профессий «Выбери работу по душе»;
- парад профессий «Открытие профессии»; «Профессии на все времена»;
- круглые столы «Профориентация. Информация. Образование», «Дорога, которую мы выбираем»;
- уроки трудовой славы;
- беседы;
- деловые и ролевые игры;
- аукцион знаний «Все профессии важны! Все профессии нужны?»;
- профориентационные рулетки «Выбор пути»;
- часы-раздумья «Поиск. Призвание. Профессия», «Мир профессий»;
- справочное бюро «Поверь в себя!», «Профориентационная биржа»;
- психологические практикумы «Психологическая подготовка при сдаче экзаменов»;
- «экскурсии и путешествия» по миру профессий и труда;
- конкурс-презентация профессий «Выбор, определяющий судьбу»;
- медиапрезентации «Профессиональная карьера. Образ выбора».
Игра-разминка «Профессионал». Правила игры заключаются в том, что необходимо вообразить себя представителем той или иной профессии, и при помощи искусства пантомимы показать себя в работе. Присутствующие должны догадаться, кого изображают играющие.
Часы-дебаты «Открытие профессии». В часах-дебатах уделяется внимание тому, чтобы не было увлечения только внешней или какой-либо частной стороной профессии. Показано, какого рода обстоятельства при выборе профессии надо учитывать прежде всего, почему не основывать свой выбор только на личной симпатии к конкретному представителю той или иной профессии.
В библиотеках работают клубы «Я выбираю профессию», «Кем быть?», «Профи-клуб», «В поисках призвания» и др.
В помощь подростку в выборе профессии большую роль играет выставочная деятельность. Библиотеки могут оформлять выставки под следующими названиями:
- «Как сделать выбор»;
- «От ученика до специалиста»;
«Куда пойти учиться»; - «Познай вкус ремесла»;
- «Выбор профессии — выбор пути»;
- «Слово о призвании»;
- «Ваше будущее — высокие технологии»;
- «Кем быть и где учиться, чтоб в удовольствие трудиться»;
- «Профессий много есть на свете, найди призванье по душе»;
- «Дышите делом» (фотовыставки).
В помощь выбору профессии библиотеки издают библиографические пособия: дайджесты, библиографические указатели, буклеты, памятки: «Путеводитель по образовательным сайтам»; «Азбука профессии»; «Подростку в помощь выбору профессии»; «Полезные советы будущему абитуриенту».
В библиотеках оформляются информационные стенды, уголки профориентации: «Новости образования», «Я выбираю профессию»; «Самоопределение»; «Найди свой путь сквозь пространство»; «В мире мнений»; «Я + Мы»; «Личность и общество», «Сделай свой выбор»; «Профессия и Я».
В помощь подросткам в выборе профессии библиотеки ведут картотеки, создают тематические папки-досье: «Высшее образование», «Проблемы средней школы», «Выбор профессии», «Экзамены. Проблемы ЕГЭ», «Учебные заведения района (области)», «Календарь профессиональных праздников», «Мир профессий», «Советы психолога».
Наиболее активной формой работы в библиотеках по профориентации являются конкурсы: «Выбор профессии — выбор будущего», «Библиотека — помощник в выборе жизненного пути», «Техническое творчество как ступенька к профессиональному мастерству», фотоконкурс «Профессия».
В последнее время библиотеки предоставляют доступ к собственным электронным базам данных («Учебные заведения района (области)»). В некоторых библиотеках России создаются условия и возможности тестирования для определения профпригодности к конкретной профессии.
Интересным опытом подготовки к будущей профессии может стать лаборатория детской мультипликации (или анимации). Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало доступным даже для сельской библиотеки. Сегодня профессиональная портативная видеокамера, позволяющая делать съёмки при любом освещении, есть на каждом мобильном устройстве. Главное — уметь пользоваться камерой. Любой ребёнок может легко сделать свой мультфильм.
Мультфильм становится инструментом познания мира, направляющим на поиск необходимой информации, позволяющим получить непосредственный опыт создания собственного творческого продукта.
Процесс создания мультфильма очень похож на игру. Ребята придумывают сценарий, разрабатывают персонажи, лепят, рисуют, вырезают детали, затем соединяют их, передвигают, фотографируют… При этом в ходе игры они решают сложные задачи, осваивая работу с программами для покадровой съёмки, видеомонтажа и звукозаписи. Таким образом, дети постигают азы медиаграмотности.
При создании мультфильма библиотекарь помогает ребятам осваивать основы поиска и анализа информации, её переработки. И это является частью работы по приобщению к информационной культуре.
В процессе работы над созданием мультфильма дети знакомятся с отдельными творческими профессиями. Такими как: режиссёр, актёр. художник-аниматор, оператор, монтажёр. Поработав в такой лаборатории некоторое время, возможно, кто-то из детей в дальнейшем изберёт свой профессиональный путь.
Профориентация в Воронежской областной детской библиотеке
В Воронежской областной детской библиотеке в 2022 году были реализованы несколько программ, направленных на профориентирование детей и подростков.
Программа по профориентационному воспитанию детей «Все профессии важны!»
Программа стартовала с урока-практикума с творческим заданием «История Розы Риверы, что собиралась пойти в инженеры» по книге Андреа Бети «Роза Ривера, инженер».
Дети познакомились с профессией инженер, узнали, какие есть основные направления в инженерном деле. Во время мозгового штурма обдумали и обсудили, сколько этапов работы присутствует в инженерном проектировании. Также выяснили, какими качествами нужно обладать, чтобы стать великим инженером.
Закрепление темы прошло с помощью фиксирования данных идей на рабочих индивидуальных листах. Завершением основного этапа стало практическое задание, где дети изготовили канцелярскую подставку для карандашей.
Учащиеся младших классов, посетившие образовательное событие по книгам американской поэтессы Андреа Бети, вдохновились новыми идеями для творчества. Они услышали поэтический текст из книжек писательницы — «Роза Ривера, инженер» и «Гектор-архитектор» с прекрасными иллюстрациями художника Дэвида Робертса о второклассниках, не боящихся смелых конструкторских решений.
Роза, к примеру, изобретает пружинные туфли, крайне необходимые, на её взгляд, тётушке. А из вентилятора с прилаженным к нему сырным спреем сооружает «волшебную» шляпу для любимого дядюшки, работающего в зоопарке. Чтобы змеи за воротник к нему не прыгали — больно им неприятен запах сыра!
И, конечно, все, включая дядюшку,смеются над её инновациями. До поры до времени… Да и Гектора, как архитектора, поначалу не признавали ни одноклассники, ни классный руководитель. Пока таланты мальчугана не пригодились в экстремальной ситуации — для создания моста через бурную реку.
Эти зарифмованные истории о том, что талант есть у каждого ребенка, и не нужно бояться искать себя с самого раннего детства. А родителям не стоит мешать своему чаду развиваться в выбранном направлении: такой вывод по итогам прочитанного сделали юные читатели.
Дети узнали краткую историю мостостроительства с демонстрацией макетов различных видов и типов мостов, вспомнили самые новые из подобных конструкций — Русский мост во Владивостоке и Крымский мост. И, конечно, большинство ребят решили сделать макет арочного или подвесного моста своими руками — пока из зубочисток, пластилина и других подручных материалов. Со временем, возможно, кто-то из них станет проектировать настоящие сооружения на пользу общества.
Литературная экспедиция «Какие тайны хранит земля» по книге Р. Макритчи и С. Халм «Великое открытие Эдварда» поведала детям о профессии археолога.
На произведениях Владимира Андреевича Добрякова выросло не одно поколение детей. Им написано 30 книг, повестей и рассказов: «Король живёт в интернате», «Сергей и Серёжка», «Одиннадцать бестолковых», «Приключения послушного Владика», «Зуб мамонта», «Тайны жёлтой бутылки», «Строчки до Луны и обратно» и многие другие. Его книги всегда популярны и любимы среди детей, так как помимо главного постулата автора: «для детей надо писать интересно» — в его книгах постоянно присутствует добро, чувство справедливости, верность в дружбе и любви, высокие духовные начала. Диалог по прочитанному с юными читателями был построен на основе текста произведения позднего писательского периода жизни Владимира Александровича — рассказу «Дворник».
Первоклассник Сеня Курочкин из рассказа «Дворник» всерьёз задумался о профессии дворника после разговора с соседом, инженером Сергеем Ивановичем. Если через двадцать лет, как высказывает свои предположения инженер, процесс уборки станет полностью автоматизированным, непрестижная сейчас работа окажется довольно заманчивой.
Учащимся 2-4-х классов было предложено пофантазировать на тему усовершенствования орудий труда и о том, какие профессии, невостребованные сегодня, могут стать актуальными в будущем, а также о профессиях, которых пока не существует, но их появление вполне вероятно в связи с открытием для человечества новых знаний о мире. Затем в творческой части мероприятия ребята воплотили свои уже озвученные идеи в рисунках. Как вариант, это возможно сделать в иных доступных в библиотеке форматах творчества. Например, сделав рисунок на компьютере при помощи одного из графических редакторов.
Программа мероприятий по профессиональной ориентации подростков «Твой выбор»
В основу программы мероприятий по профессиональной ориентации подростков «Твой выбор» была заложена идея объединения двух важных вопросов в жизни человека: профессия или призвание? В каких случаях выбор профессии в начале жизненного пути в будущем не стал призванием?
В 2022 году мероприятия, вошедшие в программу, были посвящены отечественным писателям, изначально готовившим себя к профессии, не имеющей ничего общего с писательским трудом. Многие мастера пера не сразу стали писателями, не сразу нашли свое призвание, которое впоследствии стало делом всей жизни. На примере жизни и творчества этих писателей были подготовлены мероприятия, содержащие в себе рассказы о самых важных в жизни общества профессиях. Это педагоги, врачи и военные.
Открыл программу урок открытий «В поисках своего призвания» (видеоролик о военной профессии известных писателей, таких как М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. И. Куприн, А. П. Гайдар). Военная карьера у них не состоялась, но все они принимали участие в военных сражениях, что отразилось в их творчестве.
В ходе познавательной беседы о профессии врача «Искусство лечить — важнейшее искусство» читателям было рассказано о писателях, сменивших белый халат на перо и чернильницу. Среди них — А. Чехов, В. Даль, М. Булгаков и другие. Каждый из них внёс огромный вклад в литературу. Свои наблюдения они описали в произведениях, отрывки из которых были прочитаны слушателям: «Хирургия» и «Палата № 6» Чехова, «Записки юного врача» Булгакова. Также было рассказано об авторе знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Дале, который был по образованию врачом, много лет работал хирургом в медицинских учреждениях, всю жизнь проявлял интерес к медицине и медицинской практике.
На информ-досье «Спасибо тем, кто нас ведёт к познанью» говорили о педагогической деятельности известных писателей: Добролюбова, Крылова, Чернышевского, Гоголя, Бажова, Волкова и Солженицына.
К каждому мероприятию были подготовлены книжно-иллюстративные выставки, посвященные военной профессии — «Воинская слава России», работникам культуры — «С людьми, для людей, и ради людей», профессии литературного переводчика — «Свой среди чужих: русская литература в переводах» и педагогам — «Учитель стал писателем».
Подводя итог, можно сказать, что выбор профессии в юном возрасте сложен. На примере биографий наших классиков можно сделать вывод, что выбор профессии не всегда совпадает с призванием. Поэтому роль библиотеки в информационной поддержке подростков при выборе профессии как определении жизненного пути очень важна.